"Власть должна знать общественное мнение, но не должна ему механически следовать".
ИЗВЕСТНАЯ фраза "Кто владеет информацией - владеет миром" накануне выборов в устах руководителя ВЦИОМ Валерия ФЁДОРОВА не выглядит избитой. С читателями "АиФ" он поделился данными, которые институт отправляет "наверх", и тем, как на них реагирует власть.
Вернуть награбленное
- СЧИТАЕТСЯ, что на Западе больше прислушиваются к общественному мнению. А в России оно интересно власти постольку-поскольку. Вы согласны?
- На Западе раньше стали интересоваться общественным мнением. Например, в США выборы невозможны без социологии начиная с 30-х годов прошлого века. Американский политик работает не в целом с народом, а с категорией граждан. С афроамериканцами будет говорить об одном, с испаноязычными - о другом, с теми, кто сидит на пособии, - о третьем.
У нас же до сих пор политики предпочитают общаться в стиле: "Городу и миру!" То есть всем вместе и никому в отдельности. Хотя, если сравнивать с началом 90-х годов, налицо безусловный прогресс. Сегодня и в Кремле, и в Белом доме данные опросов постоянно лежат на столах у первых руководителей. Ни одного важного политического шага не предпринимается без просчёта того, как это отразится на общественном мнении.
- Что-то незаметно. Иначе бы уже давно раздали людям весь Стабфонд или отменили бы итоги приватизации.
- Действительно, большинство россиян, согласно нашим исследованиям, считают приватизацию грабительской и хотели бы "отнять у олигархов награбленное". При этом они уверены, что лучше всё равно не станет, - отобранное тут же "прихватизируют", но уже другие.
Общественное мнение в огромном количестве вопросов просто не может быть компетентным. Поэтому нужно его знать, но ни в коем случае нельзя ему механически следовать!
Жадная оппозиция
- В ТАКОМ случае власти предержащие ориентируются на массы лишь во время выборов, чтобы "охмурить" избирателя?
- Это всегда сделка: мы вам говорим то, что вы хотите услышать, а вы за нас голосуете. Правда, диапазон обещаний у всех разный. Например, Жириновский каждому мужику обещал по бутылке водки, а каждой бабе - по мужику. Остальные всё-таки понимают, что обещания придётся выполнять. Поэтому "Единая Россия", которая имеет прямое отношение к власти, обещает меньше всего. Больше всего обещает всегда оппозиция.
- Оппозиция заказывает у вас исследования?
- Умеренная - заказывает. А крайняя, например коммунисты, - нет. Жадные они.
- Сколько стоят ваши услуги?
- Анкета стоит не менее 10 долл. А чтобы провести нормальный всероссийский опрос, нужно не меньше 1600 анкет.
- Ряд социологов обвинили ваш институт в том, что его оценки народной поддержки "Единой России" отличаются в большую сторону по сравнению с данными других организаций. Почему цифры настолько разнятся?
- В России существуют всего три профессиональных исследовательских центра в области политической социологии. Это ВЦИОМ, ФОМ и Левада-центр. ВЦИОМ - это госкомпания, ФОМ и Левада - независимые. Однако рейтинги основных партий у всех очень похожи, потому что все мы давно работаем на рынке и дорожим своей репутацией. Именно поэтому весь "крупняк" работает с нами. А мелкие партии, которые не в силах привлечь избирателей, идут на поклон к никому не известным фирмочкам-однодневкам и заказывают им фальсифицированные опросы.
- Власть уверяет, что благосостояние народа резко возросло. А что показывают ваши исследования?
- Нищих, тех, у кого не хватает даже на еду, в России сегодня порядка 9%. А 8 лет назад их было 33%. На другом полюсе те, кто считает, что им хватает абсолютно на всё: на отдых, образование детей, в том числе зарубежное. Их меньше 1%. Вторая группа, кому на всё хватает, кроме машины, квартиры и дачи, - классический средний класс (12%). Это не значит, что им никогда не видать машины и квартиры. Есть кредиты. Далее идёт самая большая группа (42%), которую мы называем "предсредний" класс, - у неё нет проблем с едой и одеждой, но есть проблема покупки бытовой техники. На неё надо копить. И последняя группа (32%), расположившаяся между нищими и предсредним классом, - просто бедные. На еду им хватает, а вот с одеждой уже проблема. И ещё одна группа, где люди затруднились ответить на вопрос "На что вам хватает денег?", составляет 4%.
- Бедные ненавидят богатых?
- Старшее поколение страстно желает их раскулачить и сослать куда подальше. А молодые хотят стать такими же богатыми. Они понимают, что есть правила игры, надо просто их выучить и попытаться всех "сделать". При этом ради успеха они готовы поступиться моральными ценностями. Старшее поколение - нет.
Народ расслабился
- ВЫ МОЖЕТЕ сравнить сегодняшнее настроение людей и показатели десятилетней давности?
- Сейчас россияне, безусловно, чувствуют себя более счастливыми. Десять лет назад, в 1997 году, был пик трансформационного шока, когда огромное количество людей не чувствовало под собой твёрдой почвы.
Сегодня, с одной стороны, люди считают, что у нас несправедливое общественное устройство, что принцип "по заслугам и награда" не выполняется, а все вопросы решаются благодаря деньгам и связям. С другой - они адаптировались к этим условиям и поняли, как можно не только выживать, но и развиваться в таком обществе. Они приняли правила игры, хоть и считают их неправильными.
Население успокоилось, может быть, даже чрезмерно. Эмоций хватает лишь на участие в потребительской лихорадке. Наш идеал сегодня - потребительское общество.
- Какие опросы лично вас поразили?
- Насколько плохо россияне знают свою историю. Мы сделали небольшой тестик, выбрали из вопросов школьного ЕГЭ семь самых простых. Только 2% (!) ответили на них правильно. И в этом уже не получится обвинить власть.