МуАр - это вам не мура

   
   

ПЕРВЫМ из всех столичных музеев и галерей Государственный музей архитектуры им. Щусева открыл новый художественный сезон. То, что именно МуАр (как с недавних пор принято называть музей) оказался первым, - неудивительно. За полтора года директорствования Давида САРКИСЯНА музей вышел в лидеры столичной артжизни. И по количеству, и по качеству выставок.

- НЫНЕШНЮЮ выставку старых стереофотографий вы включили в абонемент под названием "Год Марии Рогозиной". Кто эта женщина?

- Мария Георгиевна - хранитель фототеки нашего музея. Рогозину знает вся Москва, она - потомок поэта Серебряного века Игоря Северянина. В свою очередь она знает нашу фототеку, как свой родной дом. И мы хотим, чтобы в течение года на ежемесячных выставках Рогозина тематически показала нашу фотоколлекцию. Это собрание разложить бы в правильные западные коробочки, проветрить помещение и сделать все, что нужно, - любой иностранный музей упадет в обморок от зависти. Выставки снимков из нашего собрания будут чередоваться. Выставка про Игоря Северянина, метро 30-х гг., авангардные фотографии 20-х с конструктивистскими постройками. Кажется, может получиться очень интересный проект.

- Последние "муаровские" проекты достаточно интересны. Как вы справляетесь?

- А я и не справляюсь. Я ночую здесь, что для нормального директора - позор. Работаю вахтовым методом: прихожу утром, сижу до вечера, потом решаю, что еще посижу. И домой приезжаю часа в три ночи. Потому что я не управляю, а создаю новые структуры с нуля. Я взял на работу молодежь - мальчиков и девочек из хороших семей, которых кормят папы и мамы, потому что на музейную зарплату прожить невозможно. Зато есть коллектив из людей, которые что-то умеют и делают, но не умирают от голода. Складывается атмосфера общего дела: создать простой, хорошо организованный, работающий как часы музей. Как любой западный. Мы объявили себя побратимами с венским МАКом (Австрийским музеем прикладного искусства) и многому учимся у него. Но бюджет этого музея - 8 млн. долл. в год. А по объему мы точно такие же, только в 50 раз беднее. У МАКа есть чудесный книжный магазин, где торгуют каталогами выставок. Мы можем позволить себе только к вернисажам издание открыток. Впрочем, и они имеют успех. Тут надо знать человеческую психологию - приглашение странной формы, просто дизайнерский шедевр, изготовленный после долгого обдумывания, все равно когда-нибудь выбрасывается. А почтовые открытки никогда не выкидывают.

- А вы знаток человеческой психологии?

- Очень важно, что для музея я - человек посторонний, пришедший из науки. Из фармакологии. Я - человек левополушарный, представитель логического, а не творческого мышления. А в естественных науках есть определенный подход к жизни. Ты привыкаешь к свободе мысли, к свободе решений, ты общаешься с себе подобными без чинопочитания - в науке нет пиетета к авторскому имени, и студент легко может сказать академику: "Ты - дурак". Поэтому, придя сюда, я отношусь к окружающему художественному миру с интересом... м-м-м, энтомолога. Архитекторы - особи с целым комплексом причуд и особенностей. Главное, не играть в их игры, что я и стараюсь делать.

- Тем не менее разве можно сделать из специализированного Музея архитектуры - места очень специфического - народный и популярный общедоступный музей?

- МуАр - не специфическое место. Все-таки архитектура - мать всех искусств. Мы все так или иначе с ней соприкасаемся, потому что в чем-то живем или мимо чего-то ходим. Люди могут быть глухи к театру (я, например, туда тоже не хожу), но к архитектуре все равно причастны. Во-вторых, мир так устроен, что сегодня, допустим, погибает высокая художественная литература. Есть или совсем уж бульварный вариант, который читают все на пляже или в метро, или высоколобые изыски для кучки интеллектуалов. А среднеарифметической хорошей литературы нет и, вероятно, больше не будет. Люди читают не романы, а мемуары и письма. То же самое и с музеями. Ходят не на художественные, а на фотографические или документальные выставки. Поэтому за нами будущее.

- А что в этом будущем?

- Например, в развалинах флигеля зимой сделаем выставку "Небесное воинство" - выставка шатровых росписей из северных церквей. Посреди заснеженных и неотапливаемых залов будут висеть деревянные купола. Организуем выставку к 250-летию работавшего в России великого театрального декоратора Пьетро Гонзаго. Будут модели театриков с его занавесями и декорациями. По-моему, подобные познавательные выставки-аттракционы должны быть интересны всем.

Смотрите также: