Авангардизм по-семейному

   
   

КОГДА слышишь слово "династия", представляешь что-то в духе советских фильмов про строителей кораблей и турбин или в духе заводской Доски почета. В случае с художниками дело выглядит, может, и позанимательнее, но все равно в принципе должно мало отличаться от пресных соцреалистических историй. Просто вместо передающегося по наследству места у станка фигурирует место у мольберта. Открывшаяся в Государственной Третьяковской галерее (в здании на Крымском валу) выставка с заунывным названием "Митуричи-Хлебниковы. Четыре творческих портрета" на самом деле должна разрушить заунывные "династические" стереотипы. Она доказывает, что семейное художественное предприятие длиной в целый XX век может быть делом новаторским, живым и веселым - несмотря на особенности века, к веселью не располагавшему.

История творческой семьи Митуричей-Хлебниковых, состоящей из папы-мамы (Петра Митурича и Веры Хлебниковой), сына (Мая Митурича-Хлебникова) и внучки (Веры Митурич-Хлебниковой), началась с поэта-футуриста, гениального и загадочного речетворца-экспериментатора Велимира Хлебникова, с которым в 1916 г. познакомился и в которого влюбился - в хорошем смысле слова - начинающий художник Петр Митурич. После смерти Учителя он познакомился с его сестрой художницей Верой и тут же на ней женился. Дерзкий дух поэта Хлебникова сохранялся династией Митуричей-Хлебниковых, и сам сохранял ее от косности и покорности.

Потому и выставка в Третьяковке показывает на самом деле не четыре, а пять "творческих портретов": Велимир Хлебников оказывается чуть ли не главным героем экспозиции, хоть и не представленным впрямую (за исключением нескольких рисунков и листочков с загадочными записями-цифрами). Зато есть его графические портреты и тексты, которые Митурич иллюстрировал и, отталкиваясь от которых, создавал рукописные книги, рельефы и подвесные объемные конструкции из фанеры и бумаги. Эта авангардистская "пространственная графика", рождавшаяся на стыке литературы, скульптуры и рисунка, уже в 90-х гг. была реконструирована по сохранившимся фотографиям Маем Петровичем Митуричем, тем самым тоже приобщившимся к тени великого друга отца. Ну а внучка Петра Митурича Вера Митурич-Хлебникова, современная художница-концептуалистка, четыре года назад шелкографским способом издала альбом "Разин" со стихами Хлебникова и рисунками Митурича, тем самым осуществив мечту деда.

В общем, выставка показывает, как важно художнику вовремя познакомиться с кем-нибудь великим, а его домочадцам и потомкам про полезное знакомство не забывать. Тогда скучное выражение "художественная династия" превратится в отличную выставку в главном музее страны.

Смотрите также: