Так будет ли "повременка"?

   
   

ВЕСТЬ о том, что в столице вот-вот должны ввести повременную плату за телефон, дамокловым мечом висит над головами москвичей уже не один год. Все это время городские власти хранили молчание, не вмешиваясь в скандалы, связанные с "повременкой". И вдруг как прорвало...

Даешь конкурента!

НАКОНЕЦ-ТО к туманному "готовьтесь" добавились вполне реальные сроки: привыкнуть к тому, что "повременке" - быть!", надо к июлю 2002 г. На столичное правительство объявление даты подействовало, как красная тряпка на быка, и чиновники ринулись защищать наши интересы. По крайней мере на словах. В последние недели из уст крупных московских управленцев сыпались различные "не допустим", "не позволим" и "москвичи к этому не готовы". А также вполне конкретные угрозы организовать МГТС конкурента - альтернативную телефонную компанию, которая будет принадлежать столичным властям и предоставлять горожанам связь по демпинговым ценам. Разберемся по порядку, на что все-таки реально способны столичные власти.

"Не допустить" и "не позволить" чего-либо телефонистам городские головы не могут. Да, до 1999 г. связисты обязаны были согласовывать повышение тарифов не только с Министерством по антимонопольной политике, но и с местными органами власти. Счастливые времена давно миновали, а привычка держать под контролем тарифную политику телефонистов у столичных властей, видимо, осталась. Между тем ОАО "МГТС" - это коммерческая фирма, к которой московские власти предержащие никакого отношения не имеют. Многих смущает, что одним из акционеров ОАО "МГТС" является АФК "Система", которая, как известно, со столичным правительством накрепко связана. Но, как объяснил мне руководитель Департамента регулирования естественных монополий в области связи МАП России Валерий Горячев, акции МГТС принадлежат не самой "Системе", а трем частным лицам, которые трудятся на ее благо. Так что проводить свою политику через подконтрольную корпорацию московским властям не удастся. Вот если бы в свое время мэр приобрел себе частичку МГТС (желательно контрольную), тогда ситуация могла бы сложиться иначе... А пока кроме собственных акционеров МГТС слушается только МАП.

Что касается "клонирования" МГТС - это вообще не более чем популистское заявление. Для начала потому, что создание альтернативной телефонной компании обойдется властям предержащим в несколько миллиардов долларов. (Свободными миллиардами, тем более в инвалюте, столичный бюджет, понятно, не располагает.) Представьте, сколько времени и сил уйдет на сотворение хотя бы легкого подобия такого телефонного монстра, как МГТС, которая ветвилась и разрасталась не один десяток лет. Использование "части инфраструктуры МГТС", на которое опрометчиво надеются некоторые чиновники, маловероятно. Вряд ли телефонисты готовы сдать в аренду столичным властям коммуникации, обслуживающие 1,2 млн. городских номеров (а именно столько "льготников" нынче среди абонентов МГТС). Во-вторых, даже если связисты пойдут на столь отчаянный шаг, арендная плата за пользование сетями окажется внушительной.

За что платить больше?

ЕДИНСТВЕННОЕ, где чиновники попали в точку, - москвичи к "повременке" действительно не готовы. Нас уже и так оглушили реформой ЖКХ: предложили заплатить 100% за грязные подъезды, сломанные лифты и регулярное отключение света и воды. Теперь предлагают "на полную катушку" платить за шипение, гудение и чужие разговоры в трубке, невозможность дозвониться до нужного номера и отключение от абонента на полуслове... Телефонисты давят на то, что, если не повысить тарифы, развиваться дальше нет возможности. По словам 1-го зам. гендиректора ОАО "МГТС" Семена Рабовского, чтобы обслуживать и модернизировать сети, строить новые АТС, абонентскую плату (для всех, в том числе и льготников) нужно увеличить до 300 руб. в месяц. При этом улучшения качества телефонной связи г-н Рабовский не обещает, по его мнению, она и так находится на вполне приличном уровне. И тут возникает вопрос: почему мы должны платить большие деньги за то, что нас не устраивает? Только потому, что альтернативы не существует?

Круг замкнулся. На рынке телефонных услуг погоду делает одна компания, но создать ей конкурента возможности нет. Может быть, вместо того чтобы делать громкие заявления и раздавать пустые угрозы и обещания, столичному правительству стоит сесть за стол переговоров с телефонистами и найти выход из сложной ситуации? А в качестве третьей силы могут выступить городские депутаты.

Смотрите также: