С МАЛЕНЬКИМИ окошками, симпатичный и чистенький, как будто игрушечный, филиал Большого театра летом сможет начать работать. Строительство, растянувшееся на годы, наконец будет завершено. Но чем ближе переезд, тем очевиднее: новое здание непригодно для творческой жизни ВСЕЙ ТРУППЫ.
Что построили
ЧТОБЫ построить филиал, потребовалось расчистить территорию между театром и Большой Дмитровкой. Но не это было основной проблемой. Точечной застройкой в Москве никого не удивишь. За время строительства филиала руководство Большого неоднократно менялось, вместе с ним вносились изменения и в проект. (Не поверите, но изменения вносятся до сих пор: переделывают сцену, потому что ее верхняя часть с ярусов смотрится неудачно.) На сроках сказывалось и то, что финансирование из госбюджета шло с перебоями. По разным данным, за 8 лет строительства было потрачено от 200 до 300 млн. долл.
Кроме собственно филиала построены инженерный и офисный корпуса. Инженерный еще комплектуется техникой и коммуникациями, а в офисный уже переехали некоторые службы театра. Но... сцена получилась меньше, чем в основном здании, значит, не все спектакли пригодны к показу. "Борис Годунов" и "Спартак" будут ждать завершения работ в Большом. Кроме того, у сцены нет "карманов" (мест, куда убираются декорации по ходу спектакля). Про артистов вообще говорить не приходится. Их гримерные, конечно, оборудованы всем необходимым, но предназначены лишь для половины труппы. Куда же девать вторую часть, когда Большой встанет на реконструкцию, непонятно. Может быть, сократить?!
Реконструкция без конца
МЕЖДУ прочим, на реконструкцию встает не только Большой. Такие же муки готовится принять на себя, например, и "Ла Скала". Куда денется труппа? Переедет в здание нового театра, специально построенного в северной промзоне Милана. В новом театре створ сцены в точности совпадает с тем, что был в "Ла Скала", но вместимость его больше. Труппа проживет там три года, и потом в Милане будет два оперных театра. Так же решили проблему реконструкции старого театра в Париже. Сначала построили равноценный современный L'Opera de la Bastille, потом реконструировали основное здание - Opera National de Paris. Теперь и в Париже два театра: один - исторический, другой - современный. Так можно было поступить и в Москве. Зачем нужно было строить маленький филиал? Он больше предназначен для экспериментов и приема гастролеров.
Единственный выход сохранить труппу - реконструировать Большой без выселения. Мало того что все будут мешать друг другу, процесс реконструкции удлинится, как минимум, вдвое. Большой можно было сделать года за 2,5. Теперь речь идет про 5-6 лет... при непрерывном финансировании.
И последнее: окончательного проекта реконструкции Большого тоже все еще нет. За более чем 10-летнюю историю проектов было много. Даже проводили на государственные деньги конкурс, в результате которого победил "Курортпроект". Но совершенно случайно выяснилось, что с начала строительства филиала основное здание просело на 3 см с одной стороны и на 7 см с другой, а план реконструкции не предусматривал серьезного укрепления фундамента. (Большой всегда славился плохой гидрогеологией - в 1895 г. зрительный зал во время спектакля сполз под землю, жертв, к счастью, не было, но выбираться из ямы было трудно. С тех пор серьезные просадки фундамента отмечались последний раз в 1926 г.) Кроме того, больше половины Большого (в том числе и исторический портик Бове) планировалось снести.
Сегодня в недрах Министерства культуры подготовлено постановление правительства РФ "О разрешении внесения изменений в архитектурно-планировочные и конструктивные решения памятников истории и культуры - здания Большого театра и дома 3/5 по ул. Петровка". Этот документ развяжет руки строителям и узаконит снос исторических кусков основного здания театра. Однако пока Министерство культуры РФ не смогло это постановление провести. Видимо, и там понимают, что нельзя лишать страну архитектурного памятника мирового значения. Поэтому решение, каким быть этому памятнику, до сих пор не принято.
Смотрите также:
- Большой театр: реставрировать или строить заново →
- Когда дождемся Большого... он будет совсем малым →
- Большому театру - большие проблемы →