У БОЛЬШОГО ТЕАТРА снова нет окончательно утвержденного проекта реконструкции при наличии целых двух неокончательных проектов. Министерство культуры, руководящее с недавнего времени и театром, и реставрационным процессом, считает, что это хорошо: ДВА ПРОЕКТА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОДИН, поскольку можно сделать правильный выбор. "Госстрой РФ", новый заказчик реконструкции, знает, что с Большим ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ и никаких изменений план претерпевать не будет. А "Моспромстрой" и правительство Москвы, единственные подрядчики процесса, продолжают строить театр и считают, что выполнят поставленную федеральными властями НОВУЮ ЗАДАЧУ о завершении строительства филиала Большого в 2001 г. и начале реконструкции старой сцены сразу после этого. Министерство культуры, "Госстрой" и "Моспромстрой" напоминают героев басни Крылова "Квартет". Но поскольку участников процесса реконструкции главного театра страны всего трое, шанс договориться у них гораздо выше, чем у литературных персонажей.
Почему проектов два
ВО ВРЕМЕНА, когда строительство Большого театра заказывал и выполнял "Моспромстрой", был проведен тендер, и реконструкция театра пошла по плану организации "Курортпроект". И как реставраторы и архитекторы ни спорили, что выбранный проект не самый лучший, конкурс есть конкурс. К тому же перебои с финансированием реставрационных работ помогли прославить реконструкцию от "Курортпроекта" как самую дешевую и потому единственно возможную. Но когда в театре сменилась власть, речь зашла о проведении нового тендера, кстати, в обязательном порядке положенного федеральным законом. И всплыл еще один проект Ассоциации реставрационных предприятий "Союзреставрация", а вместе с ним и информация о том, что реконструкция от "Курортпроекта" не такая уж и дешевая, да и претерпела со времени проведения конкурса некоторые, планом не предусмотренные, изменения.
Так, например, выяснилось, что больше половины здания Большого будет снесено. И в результате реконструкции он вообще перестанет быть памятником архитектуры мирового значения. Нынешний Большой - это фасад и задний портик театра Бове, дополненный после пожара 1856 г. стенами Кавоса, удлиненными позже Гернетом. Стены и фасад москвичи могут видеть и сегодня, тогда как портик остается внутри театра. Гернет замуровал его во время коронации Николая II, свите которого не хватало места. А в советские времена к гернетовской пристройке добавили еще немного. Так вот, "Курортпроект" оставит от Большого только фасад Бове, а здание по периметру полностью перестроит и соединит с отдельно стоящими на сегодняшний день административными корпусами театра. Портик же, который другие планы реконструкции предполагали освободить из векового заточения и вытащить на свет божий, украсит... музей театра.
"Союзреставрация" к памятнику культуры и архитектуры относится более трепетно, что не могло не понравиться Министерству культуры, снова вытащившему проект ассоциации. Однако трепетное отношение к памятнику в свое время никак не повлияло на результаты тендера. Но именно "Союзреставрации" "Курортпроект" заказал историко-архивные исследования и реставрационное зонирование. Результаты исследования не понравились заказчику, потому что выявили серьезные, малоизвестные проблемы Большого театра. Например, с начала строительства филиала основное здание просело на 3 см с одной стороны и на 7 см с другой, а план реконструкции не предусматривал серьезного укрепления фундамента. (Большой всегда славился плохой гидрогеологией - в 1895 г. зрительный зал во время спектакля сполз под землю. Жертв, к счастью, не было, но выбираться из ямы было трудно. С тех пор серьезные просадки фундамента отмечались последний раз в 1926 г.) А москвичи об этом ничего не узнали бы, если б не попытки провести новый тендер.
Чьи планы не будут меняться
НОВОГО тендера, несмотря ни на что, не будет. "Курортпроект" собирается продолжать реконструкцию по своему плану. А через федеральное правительство скоро проведут постановление, смысл которого в том, что Большой театр не является памятником архитектуры мирового значения. И потому с ним можно делать все что угодно. Такое очень даже возможно, если прикрыть это мировым опытом и идеей того, что труппе нужны современные технологии. Труппе для создания шоу мирового уровня действительно нужны более современные технологии, но существующий план реконструкции не имеет к этому отношения. Затратив на реконструкцию около 350 млн. долл., мы получим Большой театр, закрытый со всех сторон, всего с двумя сменными сценами. Тогда как проект "Союзреставрации", например, при стоимости 300 млн. долл. предполагает сохранение исторических границ театра, укрепление фундамента и 6 сменных сцен, одна из которых будет под открытым небом и сможет выезжать на портик Бове. Но дело даже не в сменных сценах, главное - укрепление фундамента. Нельзя вбухать в реконструкцию 350 млн. долл., а потом вытаскивать зрителей из ямы.
Если уж так не хочется проводить тендер и менять подрядчика реконструкции, почему нельзя просто принять во внимание проведенные исследования и слегка изменить план реконструкции? Болезнь Большого, определенную реставраторами, не под силу вылечить "Курортпроекту", поэтому им удобнее заказать новые исследования, чем признать существующие? И не важно, что они утверждены законом об охране памятников, новые исследования можно снова утвердить, раз можно всего лишь постановлением федерального правительства разрешить снос, пусть и частичный, здания памятника архитектуры. Только не нужно пугать москвичей рекой Неглинкой, что подмывает основание театра. Она проходит непосредственно под Малым театром, в 150 м от Большого. И даже Малому сползание не грозит.
Что же до мирового опыта, то тут еще сложнее. Существует список театров (его с картинками можно увидеть в альбоме "Opera House of the world" Thierry Beauvert), в который входят все самые крупные. Они поделены на 7 групп. Самая ценная в вольном переводе называется "Театры-дворцы" - в нее пока входят Большой и питерская Мариинка. Но главное не это, а то, в какую группу попадают театры после реконструкции. Знаменитый Ла Скала переместился во вторую по ценности группу - "Европейские модели", а французский L' Opera de la Bastille, который любят вспоминать участники реконструкции Большого, с его 9 сменными сценами, замыкает общий список в группе "Театры будущего". К слову сказать, там кроме него два театра - испанский Grand teatro del Liceu (в него попала бомба, поэтому случилась такая серьезная реконструкция) и театр в г. Токио. Вот в эту группу и пытается всеми силами попасть Большой (тогда как по плану реконструкции та же Мариинка последует примеру Ла Скала). Но тут есть два "но": французский L' Opera de la Bastille - филиал Opera National de Paris (который после реконструкции остался в группе "Театры-дворцы"), а реконструкция его стоила как два новых Больших театра.