Совсем недавно в одном из лучших киноконцертных залов столицы "России" собрались российские строители. Как в старые добрые времена. Этот сбор почему-то назвали конференцией, а походило все на съезд. Достигнутые успехи обмывали потом в Кремлевском Дворце. Повод собраться поговорить и выпить прекрасный - 40 лет "Мосстрою". Повод вспомнить об этом событии тоже замечательный: второе воскресенье августа - День строителя. А поскольку Москва строилась, несмотря на перестройки, путчи, перевороты, поговорить о ней решили с заслуженным строителем России, первым заместителем премьера Москвы, министром строительства Владимиром РЕСИНЫМ. Единственное условие, которое было поставлено министру, - пожалуйста, без цифр. Они утяжеляют текст, но не облегчают душу. Жилья нет, но, может быть, когда-нибудь будет?
Сейчас момент переломный и в стране, и в градостроительном комплексе. Его можно сравнить только с хрущевским периодом. В свое время Хрущев поставил задачу переселить людей из подвалов в благоустроенные отдельные квартиры со всеми удобствами за 10 - 15 лет. Так появились пятиэтажки. А у тех, кто строил высотные здания в Москве - МГУ, гостиница "Ленинградская", отобрали Ленинские премии. Началась охота на сторонников стиля "архитектурных излишеств".
Время показало, что, с точки зрения социальной, идея строительства "хрущоб" была правильной, но при ее исполнении сделано много перегибов.
До сих пор жилищная проблема все-таки не решена. Просто восстановлением центра, восстановлением старой Москвы с переходом на новое индивидуальное строительство, в том числе и эксклюзивное, не решить жилищную проблему. Надо продолжать строить Москву на базе домостроительных комбинатов. Но так, как строили раньше, уже строить нельзя.
Для того чтобы обменяться опытом, чтобы посмотреть, у кого что сделано, и была собрана конференция. Она показала, что москвичам сегодня есть чем гордиться. Москвичи не снизили объемы строительства, а умножили, не на словах, а на деле приступив к реконструкции и строительству центра города.
Они вышли на эту конференцию с конкретными предложениями. И самое главное, конференция показала, что москвичи готовы поделиться и с другими регионами своими достижениями.
В Москве сегодня строится жилья и всех других объектов больше, чем в любом другом регионе. И на одного человека, и в абсолютных цифрах. Это получилось благодаря тому, что мы объемы работ за эти годы, в отличие от других, наращивали. И выполняем те объемы, которые выполняли до перестройки.
- Наступит когда-нибудь такой момент, когда очереди на жилье вдруг не станет?
- Рынок жилья в Москве работает полностью, и многие из очереди и без очереди покупают жилье всех видов. Мы поступаем так: за счет богатых строим для тех, кто сегодня нуждается. Очередь только для тех, кто действительно не может купить квартиру. И каждый год мы даем миллион квадратных метров такого жилья.
- А сколько пройдет лет, чтобы удовлетворить спрос, чтобы этой проблемы вообще не существовало?
- Деньги есть - есть квартира. Больше денег - лучше квартира. Здесь надо так подходить. Я думаю, что очередь будет до тех пор, пока мы резко не повысим уровень жизни наших людей. Как только мы его повысим, человек сможет просто купить себе квартиру, и очередь будет аннулирована.
- Я слышала, что спрос на квартиры сейчас упал, потому что они стали настолько дороги, что их невозможно купить нормальным людям. Возможно ли снижение цен на квартиры?
- Спрос на квартиры не упал, мы еле успеваем строить. Цена же на квартиры повышается пропорционально инфляции.
Я, например, совершенно не боюсь, что перестанут покупать квартиры. Потому что сегодня один из лучших способов вложить деньги - покупать недвижимость. Лучше покупать квартиры в новых или реконструированных домах, а не там, где через год-два дом надо ставить на ремонт.
- Почему люди, как огня, боятся новых районов? Это предвзятое отношение еще с тех, хрущевских, времен?
- Но люди уже понимают, что лучше жить при той комплексной застройке, которую мы начали осуществлять в этих районах, чем еще лет 10 - 15 - в реконструируемом центре, где человек фактически живет в зоне строительства. Нельзя же такой город, который 70 лет никто не реконструировал, сделать быстрее. Мы хотим основные работы в центре закончить к 850-летию Москвы.
- Из новых районов ваш любимый?
- У меня жизнь так сложилась, что я принимал самое непосредственное участие в строительстве всех новых районов Москвы. Иногда начинал с плота, там, где было болото. Мне больше всего нравится Крылатское, за которое я был удостоен Государственной премии России. Этот район мы для того времени построили комплексно. Из новых, которые мы строим сегодня, мне нравятся Северное и Южное Бутово. Когда мы закончим, это будет район будущего.
- Когда заработает система (или, может быть, она уже существует) кредитов на приобретение квартир?
- Должны быть ипотечные банки. Как раз одной из заслуг конференции по строительству - выпуск проектов указов Президента и постановлений правительства в области инвестиционного комплекса, которые уже подписаны. В том числе, вышел Указ Президента о развитии жилищного строительства и обеспечении граждан ссудами для индивидуального строительства. Сейчас это будет развиваться в массовом порядке.
- Замечательные реконструированные дома в центре расположены в небольших переулках, они не видны. Но пока один дом на Сухаревской будет стоять разбитый, как сейчас, будут показывать на него: "Ну вот, а говорят, Москва строится".
- Дом, о котором вы говорите, мне тоже действует на нервы. Это произошло из- за того, что попался неудачный покупатель.
Его заменили на другого, тот тоже оказался неудачным. И вот сейчас наконец- то нашли такого, который берется за пару лет все сделать. Мы не можем строить без привлеченного капитала. В бюджете нет денег.
- Надежды на инвесторов?
- Мы центр города делаем практически за счет привлеченного капитала. После ввода в эксплуатацию такого сооружения 50% идет городу и 50% - тому, кто это инвестировал.
Но кое-что делаем за счет бюджета. Третьяковскую галерею откроем 4 сентября. Музей Дарвина сделали, Музей частных коллекций. Полным ходом делаем филиал Малого театра. Также идет строительство на Поклонной горе.
- Вы обещали Президенту в короткие сроки построить целый город под Манежной площадью. В каком году москвичи и гости столицы уже смогут спуститься под Манеж?
- В 1997 г. Это целый комплекс подземного пространства, в любой цивилизованной стране подобное строительство существует. Там все задумано: и паркинг, и рестораны, и кафе, и театр, и археологические находки будут демонстрироваться фрагментарно, откроется торговый центр.
- На историческом полотне Ильи Глазунова вместе с Ельциным, Клинтоном, Сталиным есть и ваш портрет.
- Мы очень много вместе с ним работаем. Заканчиваем реконструировать Академию художеств. Помогаем тем ребятам, которые там учатся. Восстановили старинный дом-особняк под мастерскую. Он, между прочим, неплохой дизайнер и архитектор, помимо того, что художник.
- Как вам удается сохранять огромную систему - "Мосстрой" - фактически это государство в государстве?
- Департамент строительства, конечно, - сложная система. Он не монополист, но охватывает 500 тыс. строителей в Москве. Строителями мы сегодня более или менее обеспечены. У нас работают люди из Грузии, Украины, Молдавии...
- Как вы относитесь к тому, что "Белый дом" огородили чугунной решеткой?
- Это мы его огораживали. По-моему, она украсила дом в архитектурном плане. Получилось так, что это связано с политическим периодом, но она как будто там вечно стояла. И "Белый дом", мне кажется, выглядит лучше, чем раньше.
- Когда Ельцин был первым секретарем Московского горкома партии, вы были начальником Главмоспромстроя. В то время как вы строили: лучше или хуже?
- В годы, когда он возглавлял Московскую городскую партийную организацию, была задумана та строительная индустрия, которая позволила нам в это тяжелое время сохранить все лучшее, что было, и выйти на новые рубежи.
- Вы политик?
- Я никогда политикой не занимался. Не был ни на партийной, ни на советской работе. Весь мой жизненный путь - это чисто производственная деятельность от горного мастера до руководителя Департамента строительства. Я не политик. И, честно говоря, мне легче построить дом, чем произнести речь на встрече, предположим, с послом.
Беседовала Татьяна ЦЫБА.