Юрий Петрович МИЛАЙ - офицер запаса, бывший военный инженер. Всю жизнь работал с техникой. Шесть лет назад пришла ему в голову простая, но эффектная идея.
Игра в трансформеры
ПОД РАЗНЫЕ виды грузов, как известно, существуют разные виды кузовов. Кирпич, металл, бетонные конструкции возят на машинах с низкими бортами. Под сено, фрукты-овощи, шерсть и прочие легкие, но объемные грузы используют высокие борта. Есть еще средний вариант - кузов для перевозки людей и животных. "А почему бы не совместить все варианты в одном?" - подумал Юрий Петрович. И изобрел "трансформируемый кузов транспортного средства". Водитель собственными руками (без помощи гидравлики или электричества) за 15 минут может "разобрать" кузов - увеличить его в объеме, раздвинув рейки и закрепив их на нужной высоте. Чтобы между рейками ничего не высыпалось и не выпадало, изнутри на борта навешивается тент.
"Да, это кажется незатейливым, но выгоды получается много, - утверждает Юрий Милай. - Можно сократить автопарк различных хозяйств. Экономится горючее, запчасти, рабочая сила. Допустим, водитель в одну сторону везет кирпич или стройматериалы, а в обратную - зерно или скотину. Можно поставить трансформируемый кузов на полугрузовой автомобиль - "Газель", "Бычок". На трактор, на прицеп к легковушке, на железнодорожную платформу в конце концов. Кстати, железнодорожники очень интересовались этим изобретением".
И не только они. Юрию Петровичу рукоплескали на выставках, давали награды и медали. Обнимали, жали руку и приглашали к сотрудничеству. Он, разумеется, был рад. Ждал предложений. Под разработку изобретения (изготовление опытного образца, проведение испытаний) были проданы машина и дача. Прежнее место работы оставлено. Вся жизнь его сосредоточилась на том, как внедрить в производство патент N 2067059. Обращался в Госдуму, федеральное правительство, администрацию Московской области. "Поручаю внимательно изучить и разобраться с учетом интересов Московской области. Доложить совместные предложения губернатору", - такая бумажка ушла из секретариата Громова министру промышленности и науки Владимиру Козыреву и министру сельского хозяйства Николаю Савенко. Было это в марте нынешнего года.
Банкрот за банкротом
ВСКОРЕ изобретателю жали руку областные министры. Опытный образец кузова еще раз проверили. Пришли в восторг и решили запускать в производство. Себестоимость одного экземпляра оценили в 700 долл. - при его рыночной (отпускной) цене в 1200 долл. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств написала, что готова ежегодно приобретать не менее 4-5 тыс. автомобилей с новым кузовом. По оценке Милая, проект требовал 5-7 млн. руб. инвестиций. Министры обещали изыскать средства: "Вы пока начинайте. Изготовьте пробную партию в десять экземпляров, а там видно будет".
Но дело до пробной партии не дошло. Первым предприятием, рекомендованным для производства кузовов, было ОАО "Давыдово". Не успел Юрий Петрович до него доехать, как выяснилось, что предприятие обанкротилось. Тогда ему предложили Ухтомский завод, что в Люберцах. С его руководством изобретатель быстро нашел общий язык, но вскоре возникли проблемы. "Денег под производство я так и не дождался, - вспоминает Милай. - Все оказалось сплошной болтовней и пустыми обещаниями. К тому же с меня сразу потребовали всю документацию, а ведь я за эту интеллектуальную собственность не получил ни копейки. Как я могу отдавать ее в чужие руки, если никакого договора со мной не заключали?"
А в начале ноября и Ухтомский завод стал банкротом. После этого Юрий Петрович сделал логичный вывод: чиновникам его кузов просто не нужен. "Знаете, что особенно противно? То, что их еще приходится убеждать в полезности этого изобретения, - сетует он. - Будто нет никаких дипломов, медалей и публикаций".
Недавно кузовом Милая заинтересовалась компания "Форд": прочитали о нем в Интернете и прислали письмо. Дескать, такая простая и в то же время уникальная конструкция. Не хотите ли посотрудничать? Юрию Петровичу надоело играть в патриотизм. Все больше он склоняется к мысли продать американцам свой патент. У нас-то экономии так и не научились.