ОКОЛО двух месяцев продолжается история с отключением электроэнергии на АО "Москвич". Сумма долга "Мосэнерго" по основному договору составила более 435 млн. руб.
Я ПОЯВИЛСЯ на проходной в самый "пик": рано утром, когда рабочие толпятся у турникета, торопятся на конвейер. Но - удивила тишина. На первом этаже главного здания, кроме охраны, никого не было, огромный холл пуст, лифты не работают. "Чтобы пройти, пропуск нужен, - вяло сказала мне женщина с красной повязкой на руке. - Только вам его никто не даст. Некому. Сюда ведь теперь практически никто не ходит, делать-то нечего, и к тому же холодно. Только мы сидим и охраняем. Правда, непонятно что".
Я вышел на улицу, решил подождать кого-нибудь из рабочих. По словам все той же охранницы, иногда сюда приходят люди по старой памяти. Все-таки не один десяток лет проработали. Зайдут в цех и жгут костры, чтобы согреться. Пока ждал, думал в музей зайти. "Закрыто" - остудила мой пыл пожелтевшая табличка. А вот автосалон оказался открыт. Правда, кроме выставочных экземпляров, другой техники там не было. "Машин нет", - развел руками один из работников салона. Пообщаться же с директором салона мне так и не довелось. Не дошел. На подходе к его кабинету в салоне отключили свет, и из салона пришлось выбираться на ощупь.
Вновь оказавшись у проходной, я все-таки повстречал мужчину преклонного возраста, который унылой походкой собирался зайти на завод. "Зачем я сюда пришел? - переспросил Роман Г. - Честно говоря, и не знаю. Скорее всего, увольняться надо. Ждать, похоже, больше нечего". Зарплату на АО не платили уже 2 месяца. Но рабочим не привыкать. Только в январе с ними рассчитались за... 1996 г., когда за долги все так же стоял конвейер.
"Ситуация на "Москвиче" крайне тяжелая, - говорит Юрий Подкопаев, зам. начальника управления столичного Департамента науки и промышленной политики. - В отличие от 1996 г., когда городские власти взяли под свое крыло "Москвич", сейчас на это средств нет. А большая часть контрольного пакета акций принадлежит федеральным структурам. Эти акции они отдать готовы, но - вместе с 650 млн. долл. долгов, которые "висят" еще с 1988 г., причем даже не на самом заводе". И зачем, спрашивается, столице такой "подарок"?
Ситуация, с одной стороны, критическая. А с другой, может быть, как раз - историческая. Мы не раз уже говорили о том, что столице не нужны два гигантских автозавода, да и качество автомобилей, что делают на "Москвиче" , не самое лучшее. Настал тот момент, когда завод лучше закрыть, чем костры в цехах жечь. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству способна это сделать очень даже быстро.
Остается только одна проблема: с каждым днем с завода увольняется все больше и больше людей. Я позвонил в Центр занятости ЮВАО, чтобы узнать, как там собираются трудоустраивать бывших рабочих "Москвича" . Директор центра Татьяна Фомина с удивлением от меня узнала, что на улице оказались 6 тыс. рабочих, но обещала, что для уволенных вакансий хватит.