ЧУТЬ меньше ста километров от Москвы по Рязанскому направлению - и вы попадете в "якутский" поселок. Там действительно живут "якуты" и климатические условия их жилищ сильно напоминают далекий Север. Десять лет назад по заказу государственного объединения "Якутскуголь" в рамках федеральной программы "Переселение русских северян" близ Воскресенска в поселке с сентиментальным названием Маришкино началось строительство коттеджей для шахтерских семей. На благое дело было выделено 5 млрд. руб. Подрядчик взялся за работу. Переселенцам пообещали коттеджи "под ключ".
Из мерзлоты в морозы
КОГДА "якутяне" приехали в Московскую область, сдав свои "северные" благоустроенные квартиры государству, вместо комфортного подмосковного жилья увидели недостроенные кирпичные коробки. Новый дом встречал каждую семью отсутствием света, газа, воды и прочей схожести с нормальным жильем: полы со щербинами по 15 см в ширину, голые кирпичные стены, лесенки, больше напоминающие шаткие куриные насесты, и хозяева поспешно запретили мне по ним ходить - опасно.
"Многие сразу уехали. А у нас не было денег на возвращение. Да и сил снова жить в мерзлоте - тоже", - рассказывает семья Земляковых, одна из пяти оставшихся в подмосковном "якутском" поселке. Валентина проработала 27 лет в школе, сначала учителем, потом директором, а Владимир спускался в забой шахты поселка Джебарики-Хая на протяжении 28 лет: "Я бы рад сам провести отопление, но электричества нет, даже сварку не подключишь. Как прикажете трубы укладывать?"
Вечер. Валентина Яковлевна зажигает свечи - иначе в родном доме ноги переломаешь, подогревает воду. Горячую воду методично разливают в пластиковые бутылки. Спят в одежде, а бутылками обкладываются, как грелками. Температура в доме +7...+10°, и по-другому ночевать не получается.
Еще один "якут" - пенсионер Виталий Балакин, отработавший на Севере 40 лет, пытается бороться с ситуацией. Смастерил себе подобие котельной, работающей на дровах, но в доме с теплом негусто. Выкопал колодец, и, в общем-то, жизнь начала налаживаться, но в мае этого года отключили свет. Как пояснила "якутам" глава администрации Чемодуровского сельского округа З. Галат, "электростанцию отдали энергоснабжению за долги". Внучка Балакина ходит заниматься к соседям, у тех есть маленькая электроподстанция - сложная конструкция с глушителем от автомашины на боку. (Соседи приехали с Дальнего Востока, и борьба за светлую жизнь у них, наверное, в крови.) Обратно Балакин не хочет. Да и денег на переезд нет. "Мы нигде не нужны, - пенсионер пожимает плечами. - И там чужие, и здесь..."
Чиновничий футбол
БЫВШИЕ сотрудники "Якутскугля" написали гневное письмо на родное предприятие, в котором поинтересовались: где обещанное нормальное жилье, свет и прочие радости жизни? С предприятия пришли не менее гневный ответ и справка о том, что деньги на энергоснабжение были перечислены. Тут еще напасть - в конторе подрядчика случился внезапный пожар. А документы, в общем-то, всегда неплохо горят... До "Якутскугля", которому отдано столько лет труда, далеко так же, как, судя по всему, до правды. Отчаявшиеся люди искали сие неуловимое российское явление в разных инстанциях: глава Чемодуровского сельского округа им сочувствует, губернатор Громов взял их беду на контроль, недавно пообщались с полномочным представителем президента на воскресенской земле. "Якуты" просили включить им электричество хотя бы на зиму, но все, что им смогли предложить, - это в складчину оплатить электрокабель. Стоимость кабеля составляет приблизительно 10 тыс. долл., средняя пенсия моих собеседников - 1,5 тыс. руб. Но такая денежная "несостыковочка", похоже, смущает только пенсионеров...