ОДНОЙ ногой в XXI веке, пытаясь догнать западные мегаполисы, Москва вовсю строит модные торговые центры, аквапарки и элитные многоэтажки. Но стоит отъехать от города на несколько километров...
Экскурсия в средневековье
ЦВЕТ домов жилого поселка при Щелковском насосном заводе (20 км от МКАД) даже при ближайшем рассмотрении определить трудно. Выцветшая, местами серьезно обвалившаяся штукатурка, из-под которой просвечивает дранка - как будто на стены неумело наложили заплаты. По шатким деревянным ступенькам поднимаемся на второй этаж, вдыхая подвально-сырой воздух и любуясь ржавыми водопроводными трубами, ненавязчиво проходящими прямо у входа в квартиру. Дверь открывает миловидная женщина, охотно пропуская нас внутрь. С мужем и 13-летней дочерью Ирина уже 18-й год живет в 11-метровой комнатке. Крошечную кухню делят с еще одной семьей, занимающей другую комнату. Кухня похожа на радиорубку: опутана проводами, под потолком прибито странное железное устройство - самодельный водонагреватель. Душ в доме тоже самодельный. Окончив техникум в Орловской области, Ирина устроилась работать на местный насосный завод. Молодого специалиста "оделили" койкой в общежитии, ставшем впоследствии коммуналкой. Очередь на улучшение жилищных условий за 17 лет не продвинулась. "Капитальный ремонт не делали ни разу, - сокрушается хозяйка. - Однажды только побелили подъезд. В заводском жилуправлении в ответ на жалобы говорят: муж есть? Здоров? Вот пусть сам и чинит потолок".
Допотопных домов, еще при советской власти зачисленных в категорию "ветхих", в Щелковском районе несколько сотен. В самом центре Щелкова, по улице с красноречивым названием Центральная протянулся "исторический" квартал, целиком состоящий из одно- и двухэтажных деревянных домов, построенных еще в 30-е и 40-е годы. Есть даже бывшие казармы начала века, где сейчас размещается общежитие коридорного типа, прикрепленное к соседнему ткацкому комбинату.
"Люди живут в катастрофических условиях, - соглашается Леонид Твердохлебов, глава администрации Щелковского района. - Почти треть муниципального жилья в районе - ветхое или даже аварийное. И помощи в решении проблемы ждать не от кого - при дефиците областного бюджета в 70%! Чтобы ликвидировать ветхий фонд, нужны серьезная федеральная программа, стабильное финансирование..." "Коммуникации во многих таких домах давно прогнили, - продолжает Владимир Никологорский, начальник Управления жилищного хозяйства Щелковского района, - и горят они как спички. Армия нуждающихся в новом жилье все время пополняется. А у нас и без того более 1300 человек очередников. Пока ничего не остается, как делать в ветхих домах поддерживающий ремонт и просить жильцов самим следить за порядком".
Получив "обнадеживающий" комментарий администрации, мы отправились в соседний поселок Фряново смотреть еще одну местную достопримечательность. Первая мысль, возникающая при виде здоровенной трещины, сюрреалистически огибающей стены жилого дома: во Фрянове недавно было землетрясение? Пять двухэтажных кирпичных домов состоят на балансе некоего АО "Глухово текс", текстильного предприятия, расположенного за 100 км отсюда, в Ногинском районе. Из современных удобств в квартирах есть только электричество. Люди, обитающие здесь с 1959 г., всю жизнь проработали на расположенном через дорогу кирпичном участке, тоже принадлежащем вышеупомянутому заводу (сейчас от участка остались одни развалины). Воду таскают из колонки, готовят и обогревают свое неуютное жилище с помощью печей из русских сказок. В подъезде в нос ударяет запах уже не сырости, а... испражнений.
Централизованной канализации, естественно, нет, но зато есть "локальная" (оригинальное изобретение строителей): возле каждого подъезда вырыта так называемая "выгребная яма". Для ее очистки жильцы за свой счет регулярно вызывают специальную машину. Из-за непосредственного контакта с "жидкостями" фундамент постепенно оседает, и в одной из квартир несколько лет назад рухнул потолок.
К визитерам (многочисленные жилищные комиссии, журналисты и др.) местные жители давно привыкли. Несколько раз наведывалось сюда и руководство ногинского предприятия (кстати, далеко не бедствующего). Обещают вот-вот приступить к ремонту. "Живем как в могиле, ждем, когда все рухнет окончательно. Уже почти 20 лет нам "помогают" одними обещаниями..."
Вечные времянки
ПОДОБНЫЕ "достопримечательности" сегодня найдутся почти в каждом подмосковном городе, и дома с первобытными условиями кое-где остались даже в черте Москвы. На многих направлениях (Дмитровское, Рязанское и др.) до сих пор встречаются настоящие деревянные бараки, когда-то построенные для рабочих железной дороги. Сохранились целые поселения, состоящие из жилых построек барачного типа, раньше числившихся за местными заводами или военными базами. Возводились они на скорую руку как временное жилье, которое потом "незаметно" переходило в статус постоянного. В 20-30-е годы, когда вся жилищная программа заключалась в лозунге "Мир хижинам, война дворцам!", строителям коммунизма бараки, возможно, казались раем. Но не в XXI веке, когда весь цивилизованный мир пользуется Интернетом и разговаривает по мобильным телефонам. 1180 ветхих домов, в которых проживают почти 15 тыс. чел., имеют "стаж" почти 100 лет (см. таблицу). Исторические объекты безусловно ценны, но не в качестве места постоянного проживания тысяч людей. Да еще на подступах к мощному и не самому бедному мегаполису!
Большая часть ветхих зданий уже передана районным администрациям: предприятия, многие из которых давно простаивают или разорились, не в состоянии чинить потолки и трубы в прикрепленном к ним жилом фонде. В администрации Московской области меня заверили, что сейчас готовятся как областная, так и федеральная программы переселения из ветхого и аварийного жилья в 2001-2005 гг. По предварительным расчетам, чтобы ликвидировать развалюхи в одном только Подмосковье, требуется 17,6 млрд. руб. - больше, чем годовой бюджет области. В Щелковском районе от ветхого фонда предполагают избавиться до... 2050 г. Нечего сказать, радужные перспективы у местных жителей. Выходит, еще не одно поколение состарится в домах, которых таковыми называть стыдно.