Область за последние годы обросла элитным жильем. Но не смогла избавиться от бараков. И теперь они стоят рядом: комфортабельные высотки с подземной парковкой и полуистлевшие деревянные бараки.
В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ к такой картине уже привыкли. Жилгородок, состоящий из полусотни двухэтажных построек, "красуется" на фоне современных высоток. Бараки построили еще в 1947 г. пленные немцы. Заходишь в подъезд - и древность постройки ощущаешь чуть ли не физически: удушливый гнилой запах, проваливающиеся деревянные ступеньки, унылая коммунальная кухня с осыпающейся штукатуркой. Ванна или хотя бы душ отсутствует: после войны это считалось неоправданной роскошью. "Когда мы только заселились, - вспоминает Ефросинья Терентьевна, - нам наши комнаты казались роскошными. В доме была даже собственная печка. О большем никто и мечтать не смел". Бараки обещают снести еще с 1974 г. Но вместо новой жилплощади провели газ, электричество и даже телефон. Часть жильцов все же сумела вырваться из бараков самостоятельно: заработали на квартиру или переехали к родственникам. А бывшую халупу сдают приезжим. Малюсенькая комнатенка с картонными стенами приносит хозяевам 2,5 - 3 тыс. руб. в месяц.
"Для коренных жителей города это обидно вдвойне, - говорит Жанна Борисова. - Я, например, стояла в очереди на улучшение жилищных условий, и мне с ребенком дали две комнаты в бараке... У нас с сыном прибавилось несколько квадратных метров - вот и все "улучшение". Дома старые, пол проседает, потолок течет, комаров - видимо-невидимо. За ремонт дома я каждый месяц плачу 152 руб., но за последние 5 лет даже ни одного гвоздя не заменили".
Бараки сохранились чуть ли не в каждом районе Подмосковья. Как уродливый памятник эпохи и символ полного наплевательства на людей. В Чехове, например, более 150 чел., ютящихся в 20 бараках, называют "строителями БАМа". Когда-то они протянули в город железнодорожные пути, а теперь прозябают в догнивающих домиках, как и строители знаменитой магистрали. Газ и свет в дома провести все же удалось, а вот удобства в век высоких технологий остались еще из прошлого века - выгребная яма. Предприятие, на котором люди проработали всю жизнь, от бывших сотрудников отказалось. В Климовске сохранилось 4 барака, построенных еще в 1928 г. Предполагалось, что двухэтажные деревянные постройки должны послужить временным пристанищем для рабочих Климовского машиностроительного завода. Людям обещали, что, как только предприятие окрепнет, его сотрудники тут же получат новые квартиры. Но в итоге в бараки провели электричество, водопровод, канализацию, и временное убежище превратилось в постоянное.
"В 1996 г. завод обанкротился, - рассказывает пресс-секретарь главы Климовска Татьяна Климанова, - и дома были включены в муниципальную программу переселения из ветхого фонда. К 2010 г. все 20 семей, проживающих в бараках, должны получить новое жилье. Раньше, к сожалению, не получится. В городе больше половины зданий признаны ветхими, а строительство в последние годы практически не велось. Более 600 семей стоит в очереди на улучшение жилищных условий".
В области 7,7 тысячи ветхих строений общей площадью 2,5 млн. м2. В них живут 58 тысяч семей, переселить удалось всего 424 семьи. "Бараки - позор области, - говорит председатель Комитета по ЖКХ облдумы Павел Лыков, - и очень большая проблема. Вопрос о сносе ветхого жилья обсуждался не один раз. Есть несколько программ, но ни одна из них не работает эффективно - не хватает средств. В этом году все деньги, которые могли пойти на строительство и переселение, ушли на реализацию льгот. Я предлагал давать жильцам ветхих домов беспроцентный кредит на 15-20 лет, чтобы они могли купить себе достойное жилье. Но мое предложение так и не было принято".