Любовь к грандиозности
ИДЕЯ "комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения" оформилась в конкретную программу действий в 1995 г. Под снос попадали пятиэтажки 60-70-х годов рождения, улучшить которые, по утверждению властей, можно было, только "разрушив до основания". На их месте собирались построить современные жилые массивы для тех же "обескровленных" жильцов. Безнадежными признали панельные дома серий К-7, II-32, МГ-300. Дилетанты могут их безошибочно опознать по полному отсутствию балконов или по балконам на подпорках. Остальные пятиэтажки посчитали вполне жизнеспособными, но нуждающимися в глобальной перестройке. За основу взяли принцип "волнового переселения" народа из морально и физически устаревшего жилого фонда в "стартовые" дома, в которых люди должны были пережидать разруху до получения ключей от новой квартиры. К началу 1998 г. в столице эксплуатировали 2 млн. м2 "стартовых" площадей. При этом за три года было снесено 187,9 тыс. м2 ветхого и непригодного жилья. В нынешнем году показатели сноса должны увеличить почти в 2 раза, т. е. приблизить к 500 тыс. м2.
Грандиозные планы! Они обеспечат загрузку строительной отрасли столицы как минимум еще лет на 10. Причем объем работ увеличивается в геометрической прогрессии: снос 500 тыс. м2 требует возведения под переселение около 1,5 млн. м2 нового жилья. По закону "О гарантиях г. Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" переселенцам из пятиэтажек без каких-либо доплат положено в 1,5 раза больше квадратных метров, чем у них было. Количество комнат в новой квартире должно быть больше или равно количеству комнат в домах, снесенных по распоряжению городских властей. Ясно, что собственными средствами город "зачистку" не осилит. Следовательно, в основном программа по борьбе с "хрущобами" ведется на средства инвесторов. Поэтому доля городской жилплощади в новых строениях не бывает больше 40%, а в некоторых случаях не превышает и 20. Отсюда и потребность строить в ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ СНОСИТЬ. (А кто-нибудь задумывался над тем, зачем Москве так много квадратных метров, когда уже во многих новостройках доля пустующих квартир достигает трети? - Прим. ред.)
В 1999 г. было снесено 94 "хрущевки" в разных районах города. 14,5 тыс. человек были переселены в новые дома. Куда? Людям предлагали постоянные квартиры, но в округах не столь отдаленных... от МКАД. Обещанного "волнового переселения" не случилось. "Стартовые" дома стали местом постоянного жительства для 20-30% жителей разрушенных домов: эти люди наотрез отказались уезжать из привычного района. Остальные же - 70-80% бывших пятиэтажников ПЕРЕЕХАЛИ ЗА "КОЛЬЦО". Можно себе представить психологическое состояние москвичей, которых вынудили поменять один район города на другой, для многих - это равносильно переезду в другой город...
Спор еще не окончен
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ сноса "хрущевок" до сих пор спорят архитекторы. Например, по мнению первого вице-президента Российской академии архитектуры Сергея Булгакова, слом пятиэтажек невыгоден не только москвичам, но и... городу. Это и власти признают: город получает только треть площадей во вновь отстроенных домах. Но и это еще не все. Во многих пятиэтажках остались коммуналки - их тоже надо расселять. Так что реально жильцам одной квартиры в "хрущобе" приходится предоставлять две, а то и три новые квартиры. Специалисты считают, что с таким уровнем "коэффициента расселения" власти просто не смогут строить так быстро и так много, чтобы на всех хватило. Есть и еще одна проблема: МНОГИЕ ИДУЩИЕ ПОД СНОС ДОМА ВЕСЬМА ДОБРОТНЫ. Но получить хоть какую-нибудь прибыль из их надежности не удается: бывшие стены, ставшие обычным щебнем, либо пускают на изготовление низкомарочных бетонов, либо используют в качестве подсыпки под покрытие дороги. Не самое прибыльное производство.
Поэтому, считает Сергей Булгаков, целесообразнее всего было бы ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СНОСА "хрущевок" в пользу их РЕКОНСТРУКЦИИ. Тем более что механизм превращения жилья убогого во вполне комфортабельное уже отлажен. Для начала жильцов из реконструируемой пятиэтажки переселяют в стартовый дом, построенный рядом. Затем на месте "хрущобы" вырастает пятнадцати-, семнадцати- или двадцатиэтажка. При этом сносить ничего не требуется: ширококорпусной каркас нового дома как бы "наращивают" на старую пятиэтажку. После такой перестройки жильцы получают вполне просторные квартиры (площадь увеличивается на 30%), к каждой из которых "прикреплена" либо лоджия, либо эркер. Обойдется подобное удовольствие столичным властям на 20% дешевле сноса, к тому же дополнительную прибыль принесут квартиры на "выращенных" этажах. Кстати, после реконструкции дом, как обещают специалисты, простоит еще 100 лет. Правда, жильцы в чем-то и потеряют. Поправить свои жилищные условия в случае реконструкции им уже не удастся. Перед переселением в стартовый дом со всеми заключается договор, в котором написано, что после перестройки семья получает ровно столько квартир, сколько у нее было. Но люди, конечно же, получают огромное преимущество в виде квартиры в родном районе с родными соседями.