Примерное время чтения: 6 минут
94

Ненародные гаражи

"В МОСКВЕ необходимо наращивать темпы гаражного строительства", - не раз повторял Юрий Лужков. И гаражей с каждым годом становится все больше. Но становится ли больше их владельцев, ведь цена 1 м2 в "каретном сарае" часто превышает цену 1 м2 квартиры?

ГОРОД забит машинами. Где их только нет: и на тротуарах, и на остановках, и на пешеходных переходах. А еще они оккупируют дворы и свободные придомовые площадки, вызывая неудовольствие безлошадных соседей. Статистика говорит о том, что "средняя обеспеченность автомобилей местами организованного хранения составляет по городу 38%". Но неужели вы думаете, что автовладельцам нравится оставлять свою машину под открытым небом, мешая проходу и проезду? Или вы думаете, что, если бы было можно приобрести гараж в собственность, не боясь, что завтра сменится власть и разрешение на установку будет аннулировано, многие москвичи такой возможностью не воспользовались бы? И уж тем более число безгаражных автомобилей резко бы сократилось, если бы цена была ПРИЕМЛЕМОЙ. Однако в этом-то и проблема: у столичных властей, реализующих программу гаражного строительства, и москвичей, желающих обладать "каретными сараями", разные представления о том, сколько должно стоить место для хранения машины.

В крупных столицах мира 70% автовладельцев имеют гаражи или выкупленные в собственность места в подземных гаражных комплексах.

МЕЖДУ тем правительство Москвы надежды не теряет. Начиная с 1995 г. и по состоянию на конец 2004 г. введено в эксплуатацию 567 тыс. машиномест в многоэтажных гаражах-стоянках. Всего же "количество мест организованного хранения автотранспорта в городе составляет около 900 тыс.". Планы на будущее такие же радужные: задачами генплана до 2020 г. заложено увеличение обеспеченности до уровня 70%, что соответствует показателям современных мировых столиц и развитых мегаполисов.

На деле же многое выглядит по-другому. Места в многоэтажных гаражах раскупают неохотно. Дорого: средняя цена - 20-30 тыс. долл., что больше стоимости иномарки городского класса. Как признаются риэлторы, лучше всего уходят дорогие машиноместа в районах, застраиваемых элитными домами и домами бизнес-класса. В районах массовой застройки возводят комплексы в более дешевых вариациях (без отопления, например) по цене 8-12 тыс. долл. за машиноместо.

Но вот что любопытно: боксы в абсолютно идентичных гаражных комплексах, построенных в Строгине и Бирюлеве, стоят по-разному: 20 тыс. долл. и 10 тыс. долл. соответственно. (Интересно: если бы такой же построили на Шаболовке, попросили бы больше 20 тыс. долл., а если бы в Текстильщиках, то машиноместо стоило бы меньше 10 тыс. долл.?) Вероятно, цену рассчитывали исходя из того, что жители Строгина более обеспеченные. Но разве это повод просить с них больше денег за то, что столько не стоит? Если бы все места были раскуплены - тогда наверное. Но ведь это не так. В результате недовольны все: инвесторы, которые не могут продать, и москвичи, которые не хотят покупать по цене, взятой с потолка.

"Закон - мое желание, кулак - моя полиция".

ВЛАСТИ опять же уверяют, что многое делают для того, чтобы снизить стоимость и еще в этой жизни обеспечить многих москвичей гаражами. Нет, они не уговаривают инвесторов. Они придумывают новые программы. Например, пытаются избавить город от ракушек и плоскостных гаражей посредством внедрения сначала в сознание людей, а потом и на улицы так называемых "народных гаражей". Идея отличная. Собираются, к примеру, соседи. Создают инициативную группу. Присматривают сами несколько свободных площадок. После этого идут в управу. Если там одобрят выбранные места (под ними не должно быть коммуникаций и линий спецсвязи), то можно обращаться в Управление экспериментальной застройки за разработкой проекта. Место в подобном типовом 3-этажном гараже, рассчитанном на 100 мест, будет стоить порядка 5 тыс. долл. Первый "народный гараж" будет построен только в следующем году. (Еще 30 участков отобрано для первоочередного строительства гаражей-стоянок в рамках программы.) Так что пока не у кого спросить, как все прошло.

Но представить, как все будет, если что-то пойдет не так, можно на примере ракушек и плоскостных гаражей. Конечно, некоторые из них были установлены самовольно, без разрешений и согласований. Но ликвидация показана и тем из них, что поставлены по закону. Ведь, если разрешение от чиновников управы или префектуры получено, то эти чиновники должны нести ответственность за то, что под гаражом оказалась, например, теплотрасса. В реальной жизни за это отвечают москвичи. Но "ракушечники" по сравнению с владельцами плоскостных гаражей защищены постановлением столичного правительства: если зарегистрированную ракушку требуется снести, например, по причине строительства на ее месте чего-нибудь, то управа должна подобрать для нее новое место. Гаражи же переносить никто не разрешает.

Примеры можно найти по всей Москве, но самый показательный, по-моему, в Теплом Стане. На месте 2264 гаражей по ул. Ак. Виноградова (см. фото) собираются построить жилой комплекс. То, что необходимость строительства поставила под сомнение Государственная экологическая экспертиза, никого не интересует: разработка проекта продолжается. В качестве же компенсации владельцам гаражей предложили по 1,5 тыс. долл. и места в гаражном комплексе неподалеку, которые... нельзя приобрести в собственность. Интересно и другое: как за предлагаемую компенсацию купить места, которые стоят больше 5 тыс. евро? Когда жители отказались, им предложили еще вариант: паркинг, который планируется построить в... 2009 г. Похоже, над людьми издеваются по принципу некрасовского Оболта-Оболдуева из поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Помещик жил по принципу: "Закон - мое желание, кулак - моя полиция".

Да, власти реализуют гаражную программу, как умеют. Но одно ясно: нельзя лишать людей собственности, предлагая дороже ту, которая столько не стоит. Почему бы в реализации гаражной программы не воспользоваться опытом по сносу пятиэтажек, когда выгодно и инвестору, и городу, и москвичам? Инвестору достается участок под строительство, он возводит на нем жилой дом, 30% от стоимости которого отдает городу. Последний в свою очередь покупает на эти деньги социальное жилье, которое передает жителям. Москвичи же взамен квартир в пятиэтажках получают новое современное жилье и радуются рачительности властей.

"Правильная" гаражная программа просто обязана появиться в ближайшем будущем. В 2007 г. начнет действовать закон "О размещении транспортных средств на территории г. Москвы". По нему за оставленную возле дома машину придется платить штраф в 5 минимальных размеров оплаты труда. И куда тогда людям девать автомобили?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно