Примерное время чтения: 7 минут
98

НесЧАСТНАЯ собственность

Было время, когда частной собственности у нас не было. Всё, что так или иначе принадлежало людям, могли отнять в любой момент. Последние 16 лет частная собственность у нас есть: её институт восстановили в 1990 г. Но лишиться её по-прежнему легко.

Квартирный передел

ПО ДАННЫМ Управления Федеральной регистрационной службы, 62% всего жилья в Москве находится в частной собственности. Остальное принадлежит муниципалитету и государству. Но изменить процентное соотношение в свою пользу власти могут хоть завтра. Но думать, что такой беспредел возможен лишь на окраинах столицы, например в Бутове, неправильно и недальновидно.

В пределах Садового кольца бушуют подобные страсти. В центре города порядка 30 домов, жильцы которых имеют имущественный, социальный статус, но рискуют своими квартирами, как бутовцы - домами. Схема отъёма собственности проста и даже примитивна. Дом вместе с жильцами продаётся с аукциона как ветхий или аварийный, инвестор получает землю и строит на ней что захочет. Никто не спорит, что от старого жилого фонда нужно избавляться. И лучше делать это на конкурсной основе, чтобы избежать упрёков в лоббировании конкретных инвесторов. Но почему только в Москве здание начала прошлого века ремонту не подлежит? Как в таком случае живут люди в домах XV, XVI, XVII вв. в европейских столицах? В Стокгольме в центре города стоит жилое здание XVI в. И на протяжении нескольких столетий им владеет одна семья. Понятно, что у нас такое даже трудно себе представить: частной собственности почти весь прошлый век не существовало. Но сейчас-то она есть. И жильцы, имеющие "проблемный" адрес, в состоянии сами содержать здания, делать ремонты и не рассчитывать на помощь властей. Но никому это на самом деле не нужно! Все попытки чиновников от жилищно-коммунального хозяйства заставить москвичей объединяться в ТСЖ и самим управлять своими домами носят формальный и декоративный характер. Потому что, когда жильцы этого хотят, им организуют такие бюрократические препоны, что чиновники советского времени могли бы позавидовать современной изощрённости.

Домов, приготовленных под снос, между тем в Москве могло бы быть ещё больше. Пробный шар власти закатывали ещё перед прошлыми мэрскими выборами. Но адреса тогда выбрали неудачные - на Тверской и в соседних переулках. Сегодня работают тоньше: здания выбирают точечно - Долгоруковская ул., Сеченовский, Б. Козихинский, Хилков пер. В таких домах живут обеспеченные люди, но сильных мира сего там, как правило, нет. А вообще забавно получается: в старых домах в центре в 1990-е массово расселяли коммуналки. Но тех, кто это делал, сегодня выселяют более предприимчивые бизнесмены. Только кто поручится, что их самих лет через 10 не избавят от собственности коммерсанты понаглее?

Гаражный беспредел

СОГЛАСНО официальной статистике, лишь порядка 40% автомобилистов в Москве имеют гаражи. И столичные власти неоднократно заявляли о необходимости наращивать темпы гаражного строительства. Ведь в приличных европейских столицах, на место среди которых Москва претендует, порядка 70% автовладельцев имеют гаражи или выкупленные в собственность боксы в подземных гаражных комплексах.

Но неужели кто-то может подумать, что московским автовладельцам нравится оставлять свою машину под открытым небом, мешая проходу и проезду? Если бы можно было приобрести гараж в собственность, не боясь, что завтра сменится власть и разрешение на установку аннулируют, разве большинство москвичей не воспользовались бы такой возможностью? На собственном примере знаю, что власти очень часто не отвечают за свои слова. Лет 10 назад обращалась за разрешением в управу на установку "ракушки". Вместо неё мне предложили вступить в гаражный кооператив. Соседская "ракушка" стоит до сих пор. А гаражный комплекс, который мне услужливо рекомендовали в управе, через пару лет закатали под Третье транспортное кольцо.

Конечно, не все гаражные комплексы постигает подобная участь. Правда, от этого автовладельцам не легче. Темпы строительства значительно отстают от потребности, что, однако, не мешает властям отдавать под застройку старые комплексы плоскостных гаражей. В одном Юго-Западном округе под снос определено 10 тыс. таких гаражей с последующим возведением на их месте торговых центров, офисов и жилья. А автовладельцев лишают собственности без предоставления альтернативных мест для хранения машин. С "ракушками" власти также борются. Причём не только с теми, что появляются самовольно, без разрешений и согласований, но и с такими, что поставлены с разрешения чиновников управы или префектуры.

Дачникам светит ЦКАД

ДАЧНИКАМ до последнего времени беспокоиться не приходилось. Упрощённый процесс приватизации и перехода в частную собственность шести-восьми-десяти соток дал возможность многим почувствовать себя землевладельцами. Но тут новая напасть. Даже две. Строительство платной дороги Москва - С.-Петербург и Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). И если с платной магистралью ясность есть - она начнётся от МКАД, пройдёт через канал им. Москвы, обойдёт Химки, Солнечногорск, Клин и через 150 км от столицы сойдётся с существующей в районе дер. Ямуга, то, как пройдёт ЦКАД, пока сказать можно лишь приблизительно. (Предварительную карту см. в "АиФ. Москва" N 31.) Но самое главное - в ходе строительства трассы от Москвы до Петербурга будет снесено лишь 4 деревенских дома недалеко от Клина. Сколько домов уничтожит новая кольцевая, до сих пор не знает никто. Это подталкивает дачников многих районов к объединению, созданию общественных организаций и полному отрицанию необходимости такой трассы.

Возместить потери!

КОМПЕНСАЦИИ! Вот что могло бы примирить москвичей и власти, если им так уж хочется построить на месте старого дома новый, возвести вместо плоскостных гаражей многоэтажный комплекс или закатать дачный участок под магистраль. Но с этим-то как раз и проблемы. Чиновники рассчитывают компенсации за квартиры, гаражи, дачи, исходя из собственных представлений о том, что и сколько должно стоить. И на выходе компенсация превращается в жалкое пособие, не имеющее ничего общего с рыночной стоимостью. А кто недоволен, того вообще оставят без денег. Или принудительно выселят в Марьино с помощью приставов, как было с пенсионерами на Б. Никитской. Или снесут "ракушки" бульдозером, даже не уведомляя жителей, как в Сокольниках.

Это в других столицах мира, как только встаёт вопрос об освобождении земли в каком-либо месте, цена на неё взлетает многократно. Люди хотят жить в домах под снос, потому что на компенсацию они смогут купить себе не только жильё, но и что-нибудь ещё. А если вдруг кто не хочет переезжать, его оставят на месте. В японской столице, например, в 1970-е фермеры, не желавшие продавать свою землю, мешали строительству аэропорта. С несколькими владельцами власти договориться так и не смогли: фермеров оставили на месте, а взлётно-посадочную полосу построили меньшего размера, чем предусматривал проект. А у нас нужно выходить на улицу и привлекать внимание общественности. Как бутовцы, как жители центра, как владельцы гаражей на юго-западе, как возражающие против ЦКАД дачники, как...


Игорь ПОПОВ, юрист:

- КОНЕЧНО, это возмутительно, когда столичные власти принимают постановление о сносе гаражного комплекса и в графе "компенсация" пишут, что бывшему владельцу полагается право аренды машиноместа у города в многоместном паркинге, который построят через несколько лет, если вообще построят. Собственность нужно менять на собственность, а не на право аренды. Но всё дело в том, что гаражные комплексы строились в советское время и на протяжении многих лет оставались в аренде. То же и с дачами: до дачной амнистии многие ими не владели, а пользовались. В случае же с квартирами есть лазейки для определения компенсации. Стоимость, например, по данным БТИ никто не отменял. Вот и предлагают москвичам стоимость, но не рыночную. Рыночные механизмы можно было бы задействовать, если бы инвесторы договаривались напрямую с жителями, чьи квартиры, гаражи или дачи им нужны под застройку. Но чиновники - посредники, и за это они хотят свою долю.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно