Реформа ЖКХ: первые итоги и старые проблемы

   
   

ВОТ и наступила середина февраля, которую так ждали городские власти. Москвичи, получившие в начале года квитанции "двух сортов", сделали свой выбор, придя с деньгами в сберкассу. Совестливых и богатых одновременно, добровольно заплативших все 100% за коммунальные услуги, оказалось, по предварительным данным, 7,8% - порядка 200 тыс. чел.

Налоговики отдыхают?

ЕСЛИ вы помните, столичные власти для определения списка богатых горожан хотели воспользоваться базой данных налоговой инспекции. Спешим обрадовать москвичей: видимо, недовольство со стороны общественности (поддержанное в том числе и нашей газетой) и соображения незаконности разглашения сведений о доходах привели к тому, что от "услуг" налоговиков решили отказаться и квитанции, рассчитанные по добровольным ставкам оплаты, разослали всем. Но что будет дальше? Так и неясно: когда оплата из добровольной превратится в обязательную, кто будет пересчитывать богатых?

Конкурс есть, но выбора нет

ЕЩЕ одна претензия, которая звучала в связи с введением 100%-ной оплаты за "коммуналку": невозможность участвовать в выборе обслуживающего ДЕЗа. Но, по версии московских властей, в том, что у нас нерадивые дворники и сантехники, виноваты... мы сами. Ведь изменять систему ЖКХ в Москве начали еще в 1992 г. Тогда произошло разделение функций заказчика и подрядчика по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, а также объектов внешнего благоустройства. Тогда же был придуман конкурсный отбор подрядных организаций на выполнение этих работ. Сегодня все 479 таких контор в Москве работают по результатам этих конкурсов. Кстати, в прошлом году Мосжилинспекция проверила 168 из них, выявив 669 случаев некачественного выполнения договорных обязательств. К сожалению, конторы отделались лишь небольшими штрафами в казну. От дальнейшей работы их никто не отстранил. Мнением жильцов никто не интересовался. А если бы сами жильцы захотели отстранить выбранный по конкурсу ДЕЗ, все равно ничего бы не добились. Реально сделать это могут только собственники квартир, объединенные в ЖСК и ТСЖ.

Так был ли конкурс?

Хочу все знать

НА НЕДАВНЕМ совещании губернаторов и мэров Северо-Западного и Приволжского федеральных округов "Реформирование и модернизация ЖКХ РФ" участникам был предложен для клонирования опыт Петербурга. Здесь уже давно создана единая информационная база данных, в которую сведена информация о льготах, субсидиях и количестве квартир на каждого петербуржца, работает единый городской расчетный центр. Задача последнего - перенаправлять финансовые потоки из бюджетов населению, от населения - организациям, оказывающим услуги. Потому-то петербуржцы каждый месяц получают одну квитанцию, уже готовую к оплате, в отличие от московских четырех.

Реформе по-прежнему не хватает открытости. Попробуйте узнать в ДЕЗе, как распределяются деньги, как определяется стоимость той или иной услуги.

Игра в цифры

ПОВТОРЯЮ: по официальным данным, за коммунальные услуги полностью заплатили только 7,8% москвичей - чуть больше 200 тыс. чел. Конечно, это не ожидаемые 11% из числа собственников квартир с ежемесячным доходом в 8,5 тыс. руб. на члена семьи. Тем более что из этих 7,8% больше половины делают это уже на протяжении многих лет, поскольку состоят в ТСЖ (товариществе собственников жилья) или имеют больше одной квартиры.

P. S. В рамках совещания Герман Греф предложил... отложить обязательное введение 100%-ной оплаты. Как нам стало известно, принудительная часть реформы может быть отложена на неопределенный срок и в Москве, если число добровольцев будет медленно и понемногу расти.

Герман ГРЕФ, министр экономического развития РФ:

- ПЕРЕЙТИ на 100%-ную оплату коммунальных услуг при нынешнем уровне доходов по всей России нереально. Федеральный стандарт на будущий год - 80% от реальной стоимости с учетом дотаций из местных бюджетов. Улучшение качества услуг, адресная социальная защита, снижение затрат на обслуживание жилищного фонда, внедрение малого бизнеса в коммунальную сферу на сегодняшний день недостижимы. Сосредоточить свое внимание нужно на демонополизации коммунальной сферы и создании конкурентной среды. Поворот финансового потока от предприятий ЖКХ к населению труден. Москва уже сделала первый шаг. По мере готовности единой информационной системы в коммунальной сфере сделает и второй.

Петр АКСЕНОВ, заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства:

- В ПРОШЛОМ году Правительство РФ определило Москву в качестве полигона для отработки механизма проведения реформы. Дело не только в огромных масштабах столичного жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающего 3,5 млн. квартир. Первоначально планировалось выйти на уровень 100%-ной оплаты услуг населению к 2007 г. Но доходы москвичей довольно быстро увеличиваются, поэтому "шаг реформы" изменен.

Смотрите также: