Ничто не вечно, даже метро

   
   

НЕДЕЛЮ назад, 7 мая, в 16 час. 51 мин. машинист метропоезда, двигавшегося от станции "Третьяковская" к станции "Марксистская", заметил, что впереди - прямо поперек тоннеля - стоит... труба. Локомотивная бригада остановила состав. Страшно представить, какие последствия имела бы авария, не окажись машинист столь бдителен или если бы труба "прорвалась" в тот момент, когда по тоннелю уже шли вагоны.

КАК выяснилось, труба эта являлась буровой колонной, а в ее несанкционированном появлении на путях метро виноваты геологи. На поверхности в Климентовском переулке специалисты НИИ оснований и подземных сооружений вели разведывательные работы. И по непонятной причине ошиблись с глубиной бурения - вместо предполагаемых 30 метров опустились аж на 42! Итог: пробитая оболочка метротоннеля, остановленное до утра движение поездов на перегоне, а также возбуждение уголовного дела. Руководителю буровых работ теперь предстоит объяснить, почему был нарушен проект их производства.

Подобного инцидента - чтобы с поверхности пробить чугунную стену метро - у нас еще не было. Какие же техногенные сюрпризы могут ожидать нас впереди? И неужели тюбинговая оболочка метротоннелей так слаба? "Оболочка не слаба, просто при строительстве невозможно предусмотреть таких вот аварий, - утверждает сотрудник НИЦ "Тоннели и метрополитены" НИИ транспортного строительства Владимир Чеботаев. - Думаю, сила бурения была достаточной, чтобы пробить обделку тоннеля, так что ничего удивительного тут нет. Удивительно другое - что в принципе это произошло".

Геологи вели разведку в том месте, где в будущем планируется возвести элитный дом. И где будут вбиваться сваи для фундамента. Интересно, какова их длина, не 42 ли метра? Строительство элитного жилья - так любимая столичными властями точечная застройка в центре - у нас идет с особым размахом. Землю пробурят еще не раз и не два. Известно: чтобы получить разрешение на строительство, нужно пройти массу проверяющих инстанций. Но карта подземных сооружений является в столице секретной. Судя по всему, существует несколько ее вариантов. Один - у ФСБ, один - у метрополитена, что-то гуляет у диггеров и в Интернете. По какой из них сверяют свою информацию проверяющие инстанции? Поэтому нет гарантии, что авария в тоннеле метро не повторится.

Есть у этой проблемы и другой аспект. Московское метро при всей его красоте и уникальности - не вечное сооружение. Срок его эксплуатации рано или поздно истечет. К тому же в советские времена проектировщики вряд ли могли предположить, что поверхностная нагрузка на почвы так возрастет. В городе идет интенсивное строительство, увеличились транспортные потоки - автомобили еле умещаются на улицах. Подземные коммуникации можно переложить заново, а вот что делать с "сабвэем"? "Хотя поверхностная нагрузка выросла, на тоннелях глубокого заложения она не отражается. На глубине свыше пяти метров изменение давления уже не так заметно: оно как бы рассеивается, - говорит Владимир Чеботаев. - И запасы прочности нашего метро велики. Порой они достигают десятикратного значения. В первую очередь это касается старых веток: когда начинали строить метро, старались перестраховаться". А что будет с тоннелями неглубокого заложения и какова ситуация на новых ветках?

Что до сроков эксплуатации, то, оказывается, столичная подземка рассчитана "всего-то" на сотню лет! Значит ли это, что через три десятилетия придется консервировать самые первые станции, построенные еще до войны? В пресс-службе столичного метрополитена признали, что об этом пока даже не думают: "Сроки эксплуатации все-таки довольно условны. И они удлиняются за счет восстановительных работ, которые постоянно ведутся в тоннелях".

Смотрите также: