Примерное время чтения: 6 минут
78

Подземка: легкое мини

Когда несколько лет назад праздновали 100-летие парижского метрополитена, французы устроили грандиозное шоу. На "Площади Инвалидов" (одной из центральных станций подземки, расположенной у начала Елисейских Полей) была воссоздана атмосфера нашего, московского метро.

ПОСЕТИТЕЛИ метро в Париже могли видеть цветные витражи станции "Новослободская" (фото 2), арочные фрески станции "Киевская", панно интерьеров станций "Красные ворота", "Театральная", "Лубянка", "Белорусская". А на эскалаторах французские дизайнеры воссоздали светильники станций "Университет" и "Арбатская" (фото 1). Московское метро в том шоу представляло Европу. (Америку олицетворяло метро Мехико, Азию - сабвей Сеула, Африку - подземка Каира.) Почему выбрали московское метро, ведь в Европе есть более пожилой подземный вид транспорта? Например, подземке в Лондоне не так давно исполнилось 140 лет. Комментируя свой выбор, гендиректор метрополитена Парижа сказала, что Москва имеет не только лучшее метро на нашем континенте, но и во всем мире. Конечно, мы это и без нее знали. Но все равно приятно, что кто-то из конкурентов этот факт признает. Кстати, нам должно быть приятно вдвойне, ведь в своей оценке французы - не единственные. Лондонский королевский транспортный колледж, сравнивая метрополитены разных городов мира по двум десяткам параметров, посчитал нас первыми в мире, поставив на второе место подземку в Токио и отдав своей собственной лишь третье место.

Станции московского метро - настоящие подземные дворцы

ОТКРЫТИЕ первой очереди Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до "Парка культуры" (с веткой от "Охотного Ряда" до "Смоленской" протяженностью 11,2 км) состоялось 15 мая 1935 г. В тот день было перевезено 370 тыс. пассажиров. Прошло 70 лет. И сегодня подземка перевозит в день почти столько людей, сколько живет в нашем городе. За это время москвичи так к ней привыкли, что на станциях назначают встречи и свидания, готовятся к экзаменам, признаются в любви. А в годы войны там даже детей рожали. Говорят, что именно метрополитену столица обязана возможностью своего бурного роста.

Но метро в нашей стране могло бы появиться и раньше. В Санкт-Петербурге. Первые разработки относятся к началу XIX века. Один из проектов принадлежал изобретателю Кулибину, другой предлагал "отец тоннелестроения" английский инженер Брюннель. Но до революции прорыть в Санкт-Петербурге так ничего и не успели. А после октябрьских событий столицей стала Москва. Решение о строительстве было принято в 1923 г., когда при Управлении Московских городских дорог трамвайной сети было создано бюро по проектированию метрополитена. За исключением однотипных станций с боковыми платформами все остальные решено было строить в стиле "подземных дворцов". К единообразию не стремились, наоборот, каждую станцию создавали как единственную и неповторимую. Столько мрамора, гранита, лабрадора в отделке не использовали со времен строительства первого храма Христа Спасителя. Это решение предопределило будущее московского метро, превратив его в незаменимую транспортную систему и столичную "визитную карточку" - важную часть богатого архитектурного достояния. Кстати, метро работало и во время войны: строились новые линии, станции использовались как бомбоубежища. А на "Кировской" (сейчас "Чистые пруды") укрывались и некоторые отделы Генерального штаба Красной армии.

Новое метро трудно считать шедевральным, но зато оно современное

ПОСЛЕ распада Советского Союза проблемы не обошли стороной и Московский метрополитен. Одно время не то что "дворцов", вообще почти никаких станций не строили. Типовыми они стали еще в хрущевские времена, но и отделку недавно построенных шедевральной считать трудно. Главная задача, которая стоит перед метро сейчас, - решить транспортные проблемы в удаленных районах Москвы. Недалек тот день, когда начнется строительство Строгинской ветки. Она ликвидирует многолетний "транспортный мешок" районов Строгино и Митино. Учитывая, что в том же направлении протянется новый Краснопресненский проспект, был разработан проект самого большого в Европе тоннеля под Серебряным Бором. Он предназначен и для поездов подземки, и для автомобилей. Специалисты считают, что он не только осовременит метрострой, но и сохранит экологию района.

Но темпы строительства метрополитена все равно отстают от потребностей города. На помощь пришел мировой опыт. В Лондоне, например, сабвей упрятан под землю только в центре, ближе к окраинам поезда курсируют по улицам. И в Москве была разработана более экономичная концепция метростроительства: в дальние районы теперь прокладываются ветки легкого наземного метро. И если 1 км традиционного метро глубокого заложения стоит 90 млн. долл., один километр мелкого заложения - 40 млн. долл., то легкого метро - 18 млн. долл. Его уже опробовали в районах Северное и Южное Бутово (фото 3). Аналогичная линия тянется к району Солнцево. На фоне амбициозного проекта правительства Москвы по реконструкции "Внуково" было решено продолжить Солнцевскую линию прямо до аэропорта, где она закончится станцией в подземном этаже нового терминала. Еще одна подземка будущего - мини-метро. С планом строительства в столице делового квартала "Москва-Сити" возникла необходимость подведения линии метро в этот район. Строительство легкой линии в центре города невозможно. Решением и стало мини-метро: новая ветка от станции "Киевская" до "Москва-Сити" уже почти готова и вот-вот будет сдана. Опыт считают удачным, а раз так, то строительство будет продолжено.

Безусловно, метрополитен и в будущем будет актуальным для нужд города. Недостаток свободного места на поверхности все чаще вынуждает городские власти использовать подземные пространства. Может быть, по этой причине, а может, из-за новых экономичных технологий московская подземка вырвалась на поверхность. Нам, конечно, далеко до Токио, где станция метро есть даже в торговом комплексе на уровне четвертого этажа. Но включат ли свежепостроенные станции в туристические маршруты? Будут ли нашим новым метро так же восхищаться, как и раньше? Можно ли сегодня строить московское метро красивым и запоминающимся, а не только функциональным и стилистически нейтральным? Вот, например, некоторые станции метро в Вашингтоне похожи на космические корабли, а в Стокгольме дизайн платформ отдали на откуп авангардным художникам. И нам в этом смысле придется постараться, если мы хотим, чтобы и в будущем наше метро осталось самым красивым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно