В конце XIX века железные дороги в России развивались бурными темпами. И все они стягивались к историческому центру страны - к Москве. Но между многими дорогами не было соединительных линий, а это очень усложняло и удорожало отправку грузов, которых с помощью паровой тяги перевозили все больше и больше.
Нужно было думать о создании между всеми железнодорожными линиями, протянувшимися к Москве, надежной связи. Так возникла идея построить Московскую Окружную дорогу, которая смогла бы сделать движение грузов транзитом через Москву беспрепятственным и быстрым - вагоны просто перевозились бы с одной дороги на другую, а перегружать товар было бы уже не нужно.
Первые проекты Окружной дороги появились в 1870-х годах, но только к 1898 году по указанию императора Николая II, приступили к инженерным изысканиям на будущей трассе. Было рассмотрено 13 вариантов, но лучшим признали проект инженера П.И. Рашевского, который и стал строителем Московской Окружной. Строили дорогу 5 лет, и 19 июля 1908 года Окружная вступила в строй действующих. Длина ее составила 54 км; на ней возвели 14 станций, 2 "остановочных пункта" и 1 телеграфный пост ("Братцево"). Все станционные здания строились по проекту архитектора А.Н. Померанцева и отличались нестандартной архитектурой, а многие были просто красивы. Часть этих станций предназначалась и для комфортного приема пассажиров: Окружная до революции развозила по Москве множество рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий.
Но главное, что удалось сделать строителям, так это связать Окружную соединительными ветками со всеми железнодорожными магистралями столицы. Длина соединительных линий превысила даже длину самой дороги - она составила больше 60 км! С этих пор вся семья московских железных дорог заработала, как единый механизм. И с каждым годом польза, приносимая Окружной железной дорогой, росла.
Почти век миновал с того дня, когда торжественно открыли движение по нашей Окружной. С той поры много рельсов поизносилось: вокруг Москвы было построена еще одна Окружная дорога (см. "Большое кольцо"), наша "старушка" стала именоваться Малой Окружной дорогой, давно нет на ней пассажирского движения...
В 1959 году Окружная была включена в состав Московской железной дороги. И вот сегодня руководство столицы всерьез рассматривает вопрос о включении столетней труженицы в перевозку пассажиров. Впрочем, и снимать с нее "грузовые обязанности" никто не собирается.