КОГДА кому-нибудь говоришь о композиторе Александре ЖУРБИНЕ, обязательно спрашивают: это тот, который в Америке? Но в Москве у него выходит уже вторая книга, прошли две премьеры мюзиклов, скрипичного концерта, в конце апреля готовится "именной" фестиваль "Возвращение Орфея", который проводит "АиФ". Так все-таки "Орфей" вернулся?
- ВОПРОСЫ про Америку вполне понятны. Я действительно провел там существенную часть своей жизни, почти 12 лет. Но никогда не был эмигрантом, у меня российский паспорт, уехал работать по контракту. В какой-то момент стало скучно, хотя это были 90-е гг., полная свобода, делай, что хочешь. Но мне показалось тогда, что именно эта полная свобода привела к полной анархии и апатии, когда люди вообще потеряли интерес к искусству, культуре. И, замечу, именно тогда стали уезжать из страны люди искусства, хотя на Западе нас спрашивали: а чего вы уехали, у вас же теперь полная свобода, ни ЦК, ни КГБ?
Эти десять лет я продолжал писать музыку к российским фильмам и спектаклям. Правда, перестал сочинять песни. Не знаю, почему. Душа не лежала. Для песни нужно особое состояние души.
- Сегодня в Москве идет сразу несколько удачных мюзиклов. Почему этот жанр стал востребован?
- Мне кажется, что потребность и интерес к мюзиклу у публики есть, и нужен даже Театр мюзикла, и, может быть, не один, с хорошей аппаратурой, декорациями, чтобы давать людям качественное зрелище, ведь мюзикл - это прежде всего зрелище. А интерес вполне объясним. Традиционный психологический театр, условно говоря, линия Чехов - Станиславский, когда герои бесконечно разговаривают, "переживают", - думаю, несколько людям поднадоел. С другой стороны, мюзикл по широте тем дает больше возможностей, чем, допустим, оперетта, которая подразумевает исключительно развлечение. Я считаю, что этому жанру подвластен любой драматический материал. Может быть, мюзикл "Ромео и Джульетта", и "Гамлет", и "Отелло", и "Бедная Лиза". Все дело в качестве.
- Но для создания театра мюзикла нужна высокопрофессиональная база, прежде всего актерская, с хорошим вокалом, пластикой, хореографией...
- Хороших музыкально-драматических актеров много. Сложнее с авторами музыки, либретто. Но вот что важно осознать - это может стать очень хорошим бизнесом, может принести, судя по западному опыту, весомые дивиденды. В Нью-Йорке мюзикл "Rent", постановка которого стоила 10 тыс. долл., на сегодняшний день собрал 2 млрд. долл.!
- Но тогда это скорее шоу-бизнес, а не большое искусство...
- А что такое шоу-бизнес? Все, что делается на сцене с целью зарабатывания денег, а сегодня это только так, и есть шоу-бизнес: и театр, и кино, и опера, и эстрада. Искусство - это тоже коммерция. И уж тем более мюзикл - удовольствие дорогостоящее (на Бродвее постановка в среднем стоит 8-12 млн. долл.), но и способное собирать деньги.
- Где легче находить партнеров: у нас или в Америке?
- Деловых людей - там. У нас, к сожалению, очень много болтунов. Там, если человек не может, он не обещает, лучше сразу откажет. Наша необязательность, в том числе и в бизнесе, она так и остается как наследие коммунистического прошлого, когда все болтали, но никто ничего не делал.
- А что вас все тянет и тянет сюда?
- Если сказать одним словом - любовь. До сих пор иногда, к моему удивлению, меня узнают, помнят и любят. А там я называю свое имя - и это пустой звук, и так будет всегда, что бы я там ни сделал. И так будет с любым нашим творческим человеком там, даже очень талантливым. Обозначиться по-крупному нам там невозможно. Есть исключения - Бродский, Шемякин, Барышников, Набоков, но это именно исключения, подтверждающие правило. К тому же за многими из них в свое время тянулся шлейф скандала, связанного с политикой, идеологией. А вот если просто приезжаешь по контракту, как я, в никуда, как на Луну, - сложно, очень сложно, чтобы тебя заметили. Американцев абсолютно не интересуют творческие люди-иностранцы, и особенно актеры.
- Говорят, что мы и американцы похожи?
- Абсолютная иллюзия. Да, они внешне приветливы, открыты, готовы помочь, но совершенно закрытые на самом деле люди и своими проблемами делятся только за деньги с психотерапевтами. А мы? Встретил человека, выпили, и давай выкладывать все, всю душу выворачивать!
Смотрите также:
- НА РОДИНЕ ПРОЕЗДОМ. Из дальних странствий, но - ненадолго →
- Дмитрий Хворостовский: "Мадонна мне не пара" →
- Время движется по вертикали →