Популярный композитор Александр ЖУРБИН, автор рок-оперы "Орфей и Эвридика", мюзикла "Закат" по И. Бабелю, уехал в Америку два года назад. И вот он снова в Москве, поговаривают, вернулся...
- ПОКА я приехал на премьеру фильма В. Шиловского "Блуждающие звезды", где звучит моя музыка. Мой отъезд в Америку был связан с приглашением на работу по контракту. На сегодняшний день контракта уже три, до 1994 года. Шиву в Нью-Йорке, в Манхэттене. Правда, стоит это очень дорого. Но зато все остальное не стоит почти ничего: еда дешевая, одежде здесь вообще значения не придают. Не могу не сказать и о необычайной щедрости американцев: квартиру нам обставили бесплатно, подарили телевизоры, множество вещей.
Что же касается работы, то работать приходится очень много, а нам это непривычно. Но я сразу сказал себе: буду заниматься чем угодно, но в сфере своей профессии. И вот я учу, имею учеников, читаю лекции от Флориды до Аляски, в Колумбийском, Нью-Йоркском университетах, в колледжах. Даю концерты. Играю на вечеринках.
- У себя дома вы бы сочли игру на вечеринках унизительным занятием?
- Может быть. Но выжить здесь трудно, хотя возможно. Иные не выдерживают, особенно в первые месяцы. Но если найдешь себя и круг близких тебе людей, - тогда все будет нормально.
У нас творческую энергию ты порой тратишь на тупое преодоление бытовых трудностей. Здесь - все идет "в дело". Все по делу. С американцами легко общаться: они настоящие деловые люди, в отличие от нас точны, пунктуальны, обязательно держат слово, их, наконец, всегда можно застать на рабочем месте.
- Известно, что в культуре американцы - редкостные приверженцы "своего". В творческом смысле вам это не усложняет жизнь?
- Американцы действительно - есть даже такое выражение - живут "спиной к остальному миру". И когда у нас говорят об "огромном успехе" того или иного исполнителя или коллектива у американского зрителя, нужно понимать: это не особый интерес к русской культуре и не потрясение от нее. Это очень локальный, хотя и, как правило, действительно очень теплый прием у небольшой аудитории. Мы не покоряем там гигантских концертных залов. В основном наших здесь смотрит и слушает особая "брайтонская" публика (главным образом - русские эмигранты) в ресторанах и небольших залах на 50 - 100 человек. Исключение, быть может, - классические коллективы и исполнители: на них обращают внимание "большая" публика и "большая" пресса. А в целом так: после русского приедет коллектив из Таиланда или Бразилии и тоже развлечет часть публики (и в этом нет ничего, кстати, зазорного или дурного), и тоже будет принят тепло!
- Другими словами, для полного успеха надо стать американским композитором...
- Безусловно, но сохранив при этом себя. Я изучаю американскую музыку. Поставил мюзикл "Закат" - на английском языке, в Филадельфии. При тысяче двухстах мест зал "Театра на Ореховой улице" был полон каждый вечер два месяца. С удовольствием веду музыкальную рубрику на радио "Свобода". И наконец, в Америке я сочинил два романа, хотел бы издать их и там, и здесь. О чем? О нашей жизни.
- И все-таки вы собираетесь вернуться?
- Вернуться? Давайте считать, что я не уехал - я просто живу в Америке. А дальше - посмотрим. Потом, может быть, захочу пожить в Париже или Сиднее.
Я надеюсь приезжать сюда. Есть задумка мюзикла по роману Аркадия Львова "Двор" для театра в Одессе или Москве. Вот только чуть досадно: в этот раз интереса к себе я не увидел - ну, уехал и уехал, обойдемся. И обходятся...
Беседу вела М. ИВАНОВА