ПОЯВЛЕНИЕ в Москве первой телефонной станции в 1882 г. произвело настоящий фурор. На ее открытие съехалось все городское начальство, а на улице, как на пожар, собралась толпа зевак. На первых абонентов смотрели, как на чудаков, которые бросают на ветер огромные деньги. Тогда мало кто верил, что телефонная сеть станет неотъемлемой частью Москвы, а телефонный аппарат навсегда пропишется в наших квартирах. Спустя 120 лет такие сомнения могут зародиться разве что в воспаленном мозгу.
ПЕРВЫХ обладателей телефонов в Москве обслуживала небольшая телефонная станция на 800 номеров, расположенная на верхнем этаже дома ? 6 на Кузнецком Мосту. Подключение аппарата было делом очень дорогостоящим, а сам процесс связи - трудоемким. Массовость телефонной связи напрямую зависела от абонентской платы. Поэтому, когда в начале прошлого столетия цены на услуги снизились, счет пользователей шел уже на тысячи.
Москву телефонизировали сначала американцы, а затем шведы. Отдельные участки кабельных линий, которые прокладывали скандинавы, сохранились и сегодня. Первые пятьдесят лет в городе строили станции, на которых телефонистки вручную соединяли абонентов, и только затем в столице появились АТС. Последняя автоматическая станция эпохи 30-х была демонтирована аж в 1998 г. Обновление оборудования всегда было одной из главных проблем городской телефонной сети, а в последнее десятилетие в особенности.
Новая история МГТС была непростой. В конце 80-х госфинансирование практически прекратилось, а деньги были нужны как воздух, поскольку сеть медленно, но верно ветшала. Выходом из создавшейся ситуации стало акционирование. Новую табличку с аббревиатурой "АО" у входа в офис компании повесили 1 июня 1994 г. В МГТС потекли инвестиции, компания начала перевооружение, а акционеры получали приличные дивиденды. Первый праздник в обновленной компании отметили через три года, когда пенсионерка Галина Селиванова из района Старое Косино получила сертификат 4-миллионного абонента. В этот период компания разрабатывала сразу несколько крупных проектов по созданию цифровой сети, которая должна была совершить революцию на рынке телефонной связи. Этим планам помешал дефолт. Ввод новых номеров сократился, однако, к чести МГТС, телефоны в городе продолжали работать.
Преодолев кризис, городская телефонная сеть довольно быстро восстановила прежние темпы строительства телефонных станций. Сохраняя невысокую абонентскую плату, кроме обычной телефонной связи МГТС принимала на себя нагрузку, создаваемую пользователями Интернета. Тогда компания замахнулась на новый проект, получивший название "сети передачи данных общего пользования", или "широкополосные сети". В Интернет можно будет входить, не занимая телефон, а скорость передачи данных увеличится примерно в 200 раз. МГТС уже построила в столице магистральное ядро и установила современное оборудование. На "последней миле" - отрезке от узла связи до компьютера клиента - компания будет использовать уже существующую телефонную сеть.
Нельзя забывать и о том, что в огромном хозяйстве компании находится 25 тыс. таксофонов. В планах - полная замена уличных аппаратов на карточные таксофоны. Они работают без сучка и задоринки и в определенной степени могут служить компенсацией жильцам тех районов, где до сих пор не хватает телефонных номеров. Одним словом, с московской городской телефонной сетью мы сталкиваемся дома, на улице, даже в виртуальном мире и чуть что - сразу хватаемся за телефонную трубку. У нас даже и в мыслях нет, что старый добрый телефон может нас подвести. По крайней мере - в ближайшие 120 лет.