Любовники и зеркало

   
   
ВО ВРЕМЕНА летнего культурно-театрального затишья некоторые коллективы все же считают возможным трудиться и даже выпускать премьеры. Причем на соответствующие состоянию природы сладострастно-жаркие, в меру легкомысленные и вполне житейские темы. К примеру, театр "Сфера", одним из первых открывший очередной сезон, сразу показывает новый спектакль. Екатерина Еланская объединила две одноактные пьесы - "Свободная пара" итальянца Дарио Фо и "Любовник" англичанина Гарольда Пинтера - под общим названием "Он, она и любовник". И на свет родился причудливый спектакль о странностях супружеской неверности.

Действительно, в двух рассказанных историях немало общего. В первой - яркая, темпераментная Антония (Надежда Перцева) изо всех сил пытается раздуть тлеющий семейный очаг, а ее супруг (Василий Стоноженко) вдохновенно проповедует прелести не свободной любви, но свободной супружеской жизни. Красавица-жена пытается соответствовать: пускает в ход всю свою стервозность, восклицая: "У меня вся голова рогами поросла, дайте хоть злой побыть немножко!", а потом меняет имидж и начинает флиртовать со всеми подряд. Но вот неприятность (для мужа, разумеется) -она входит во вкус. А такую женщину, как показывает практика, не остановит уже ничто. И придуманный любовник: молодой, красивый, темпераментный и влюбленный, неожиданно обретает плоть и кровь. Супругу же при виде эдакого молодца да еще внезапно похорошевшей возлюбленной ничего не остается, кроме как утопиться или повеситься. Вот уж воистину - "не буди в женщине зверя"...

Во второй истории любовник - не более чем плод психологического эксперимента благополучной до тошноты пары, пребывающей в той стадии отношений, когда выверены и предсказуемы каждый жест и каждое слово. Ричард (Вячеслав Николаев) и Сара (Виктория Склянченкова) изо дня в день переодеваются, она - из стильной дамы в разбитную красотку, он - из приглаженного бизнесмена в неистового байкера. И обратно. Но игра эта слишком разрушительна, и, предельно отдалившись друг от друга, эти двое очень долго будут заново искать путь навстречу, учиться понимать и чувствовать того, кто рядом. Две истории в совокупности показывают некую общую картинку человеческих взаимоотношений, разные стадии и разные последствия. Правда, бросается в глаза, что и режиссеру с актерами эти истории удались по-разному. Обе части спектакля решены в резковато-эксцентричной манере, и для "Свободной пары" с ее итальянскими страстями, "солнцем в крови" и безудержностью во всем - стилистика вполне подходящая. А вот изящный "Любовник", построенный на акварельных полутонах, тускнеет от такого подхода. Возникает явное ощущение "перебора", и яркие краски смотрятся грубовато. Временами, когда пьеса берет свое и актеры начинают к ней прислушиваться, на сцене возникают моменты чистые и удивительно точные. И в секундном молчании, в выражении глаз, в статике, в негромких интонациях чувствуется куда больше внутреннего смысла и внешней красоты, нежели во всем предыдущем шуме, крике и суете. Наверное, так бывает и в жизни. Лучше остановиться на мгновение, почувствовать самого себя и близкого тебе человека, пробиться к этому ощущению через множество наслоений. И тогда - кто знает... У каждой "свободной пары" - и на сцене и в зале - своя история.

Смотрите также: