Рыночный люд

   
   

НА РЫНКЕ зимой холодно, скользко и мерзко. Покупатели забегают только на минутку. Всем хочется побыстрее вырваться из плена грязных переходов, полиэтиленовых крыш и ободранных палаток. Но есть и такие люди, которые добровольно готовы, ежась на морозе и покрикивая на проходящих, стоять на рынке с утра до вечера. Что же заставляет их работать в таком неприглядном месте? Я наблюдаю за героями рынка в Теплом Стане.

ФРУКТОВЫЙ РЯД. Две продавщицы в одинаково дешевых и холодных пуховиках мирно и совершенно беззлобно кричат друг на друга (их командный голос - профессиональное качество, без него к себе не привлечешь ни одного покупателя): "Ты меня с собой не сравнивай - чуть мороз, так ты уже на работу не выходишь. Фрукты-то - твои, на себя работаешь. А я? У меня в Молдавии детей мал-мала, каждому кушать хочется, еще муж безработный, на манер няньки там с ними". - "Не прибедняйся, ты больше получаешь!" - "Я и работаю больше. На прошлой неделе отморозила себе два пальца на ноге. Показать? Может быть, и ушла куда, только где моя сила рабочая нужна?"

На рынке чаще всего работают приезжие. Хозяева товара, сами притащившие его издалека, охотнее верят, что у них скорее уворуют местные жители, чем такие же бездомные путники-работники. Москвичей среди продавцов рынка найти почти невозможно, а вот жителей Подмосковья больше всего на самых грязных рядах. Их рабочая сила почти не ценится: хозяева им не доверяют, другие продавцы их совсем не уважают.

РЫБНЫЙ РЯД. Покупатели это место стараются обходить стороной, а если уж приходится зайти за рыбкой, то прячут носы в шарф и дышат как можно реже. В этой зловонной части рынка работают в основном жители Подмосковья и украинцы. О том, почему она стала торговкой, рассказала мне Марина - дородная украинка: "Так куды ж мени с таким говором ещи возмуть? Да я жи и больше нема умею!" Когда Марина переехала в Москву, она сразу знала, что пойдет работать на рынок, но никогда не думала, что устроится так плохо - украинцев здесь не очень-то любят. Вот и получилось, что стоит все время в рыбном ряду: то живую рыбу из чана с ледяной водой за хвост вынимает, то мороженую рыбу выбрасывает на прилавок, а подработать совсем не может. Хозяин, который рядом все время шныряет, не дает ей даже сторублевку в руки. За разменом каждой бумажки она должна к нему обращаться. Так и стоит Марина весь день, пряча красные руки в перчатках без пальчиков под тонкий фартук и меся грязный снег ногами в валенках и порванных калошах, чтобы потом получить свои честно заработанные гроши. Но уезжать обратно Марина не собирается - на Украине с работой еще хуже.

ОПТОВКА. Мельтешня, как в муравейнике. Туда-сюда снуют груженные мешками носильщики. Здесь я познакомилась с парнем из Ирана по имени Азин. Он приехал торговать орехами и мандаринами по приглашению своего родного дяди, чтобы заработать денег. В Иране Азин был учителем математики, и теперь, как он признается мне на своем корявом русском языке, он умело использует свое ремесло для того, чтобы обсчитывать покупателей. Мне, конечно, было сразу же предложено поехать погулять к себе домой или к нему домой, но я вежливо отказалась, за что меня было обещано угостить мандарином. Я честно думала, что одним, но, когда Азин загреб руками их, наверное, с килограмм, невольно подумала: "Да, чтобы быть таким щедрым, нужно хорошо обсчитывать покупателей".

МЕЖДУ РЯДАМИ. Есть и такие постоянные посетители рынка, которые ничего не продают и не покупают, потому что продать им уже больше нечего, а купить не на что. Анна Васильевна - пенсионерка, живет в Москве с дочерью и ее мужем, которые сильно пьют. Она одна приносит деньги в дом, и пенсии, конечно, на троих не хватает. Раньше Анна Васильевна подрабатывала сбором бутылок, но с тех пор как они сильно подешевели и сборочная машина перестала подъезжать к дому, бизнес потерял всякий смысл. Тогда она стала каждый день ходить на рынок - иногда предложит помощь продавцам: за сигаретами или за бутербродом сходить, иногда переберет подгнившие ягоды, иногда просто покопается в остатках и найдет что-нибудь съестное. Продавцы благодарят Анну Васильевну за помощь теми же фруктами и добрым словом. А иногда просто сунут бабульке денежку в руку и скажут: "Иди быстрее, пока хозяин не видел". "Рыночные заработки" в результате оказываются для Анны Васильевны единственным средством к существованию.

В конечном итоге выясняется, что каждый приходит на рынок из-за денег: кто-то - чтобы потратить, кто-то - чтобы заработать. И продавцы стоят здесь, зарабатывая обморожения и воспаления легких, совсем не от хорошей жизни.

Смотрите также: