Закон размножения статусов

   
   

ВНИМАНИЕ, неожиданно проявленное к научным городкам на высшем уровне, вызвало шквал восторженных комментариев. Не хочу обижать ученых, но этот восторг не разделяю. Во-первых, потому, что ничего особенного им не пообещали: денег не дадут, а рекомендуют зарабатывать на собственных изобретениях, что раньше не очень-то получалось. Во-вторых, меня смущает огромное количество претендентов на звание наукограда.

Очередники

РОДИНОЙ наукоградов ошибочно считают СССР. На самом деле первое такое поселение организовал... Адольф Гитлер в Пенемюнде, где силами 100 тысяч квалифицированных специалистов в кратчайшие сроки были разработаны ракеты "Фау". Большинство же наших наукоградов, не считая "шарашек", создавалось в 50-70-е гг. под важнейшие госпроблемы научно-технической и оборонной направленности - часто методом "выноса" из столицы крупных исследовательских центров авиации, космоса, ядерной физики, электроники, химии, биологии. Этим и объясняется, что 29 (!) из 70 научных "конгломератов" сконцентрировано в Подмосковье. На сегодняшний день два - Дубна и Королев - наукограды со статусом. Остальные выстроились за ним в очередь. По словам министра промышленности и науки МО Владимира Козырева, девять городов уже представили программы развития. В числе первых, скорее всего, статус обретут Реутов и Фрязино. Равные шансы у Жуковского, Пущина, Троицка, Черноголовки, Юбилейного и Протвина. У первого среди равных - Жуковского - программу, одобренную во всех федеральных министерствах, осталось рассмотреть на соответствующей комиссии при президенте.

Подводные рифы

СТАТУСНЫМ наукоградам обещано процветание, которое может наступить по двум причинам: во-первых, им будут возвращать не менее 50% налоговых отчислений в областной и местный бюджеты; во-вторых, туда (по задумке) рекой потекут инвестиции, что не факт, потому что вкладывать деньги в производство водки или колбасы у нас гораздо привычнее.

Чтобы не компрометировать программы фаворитов "гонки", возьмем, к примеру, программу развития Красноармейска. Она делится на два этапа: 2001-2002 гг. - отработка форм господдержки, 2003-2005 гг. - переход к устойчивому бездотационному социально-экономическому развитию. Для реализации задуманного потребуется 962 млн. руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 213,965 млн. руб., федеральных органов исполнительной власти - 206 млн. руб., целевых программ - 95 млн. руб., бюджета МО - 9,385 млн. руб., бюджета г. Красноармейска - 25 млн. руб., организаций и внебюджетных источников - 412,72 млн. руб. При этом за 1999 г. в городе собрано налогов в сумме 91,5 млн. руб., в т. ч.: в федеральный бюджет - 42,8 млн. руб., в областной - 3,1 млн. руб., в городской - 45,6 млн. руб. Исходя из обещанных преференций, на сколько лет растянется первый этап? В некоторых городах практически отсутствует промышленность, и никаких существенных налоговых поступлений, которые можно было бы тратить на инновационное развитие, там нет.

Вожделенный статус по закону может получить только отдельное муниципальное образование. Значит, деньги вернутся прямо в руки муниципальной власти. Где гарантия, что они пойдут на исследования, а не на ремонт труб? В областном Минпроме тоже "нет никакой уверенности, что профинансируют инновационные, а не канализационные проекты". Поступающие из центра финансы местная администрация может использовать на любые другие нужды. Механизма контроля нет, есть риск вместо инновационных процессов получить "черные дыры" для бюджета.

Техно или наука

ДРУГАЯ точка зрения у президента Союза развития наукоградов депутата МОД Анатолия Долголаптева: "Чем больше наукоградов, тем лучше для области и для страны. Наукограды должны стать вытяжным парашютом при переходе к инновационной экономике... На начальном этапе нужны копейки. В Дубне на вложенные 100 млн. руб. пришло 500 млн. негосударственных денег". Против этого трудно возражать, потому что хочется, чтобы наши "лучшие умы" на родине трудились в современных лабораториях и жили не хуже своих западных коллег. Но кратковременного опыта Дубны недостаточно. А в Королеве, как обмолвились в Минпроме, статус есть, а программа требует доработки. Правительство области в 2003 г. обещает Дубне и Королеву 1 млрд. руб. А если таких будет 20? Поставить на ноги одновременно столько потенциальных наукоградов, сколько заявлено в Подмосковье, просто нереально. Девять - уже перебор, не говоря об остальных двадцати.

В США сначала была Силиконовая долина, а сейчас - 84 научно-технические зоны. В Японии - 19 технополисов, но все начиналось с одного г. Цикуба, где сотни с лишним лабораторий и институтов, построенных на государственные деньги, и тысячи ученых выполняют фундаментальные исследования по госзаказу. Если фундаментальные открытия - только часть инновационного процесса, которая не дает конечной продукции, то почему бы в области не провести инвентаризацию? Разделить претендентов на ТЕХНОГРАДЫ, у которых есть производственная база, но катастрофически не хватает толкового менеджмента, и собственно НАУКОГРАДЫ (их должно холить и лелеять государство). Из категории наукоградов выделить тот, где есть мощная вузовская база для воспроизводства научных кадров. (Может быть, Дубна.) И туда вкачивать деньги, много денег. А для остальных разработать индивидуальные "программы выживания". Лучше, имея пару-тройку полнокровных научных центров, диверсифицировать производство и вдохнуть новую жизнь в два десятка других городков, чем наблюдать за их тотальным вырождением.

Смотрите также: