ГЛАВНЫЙ санитарный врач Москвы Николай Филатов строго пригрозил всем изготовителям шаурмы и других уличных "деликатесов": их ждет неминуемое закрытие, если после 1 апреля они нарушат новые правила торговли. И для возмущения столичного чиновника есть причины: по данным эпидемиологов, порядка 80% проб мясных и овощных наполнителей для шаурмы, бутербродов и т. д. не соответствуют нормам по микробиологическим показателям. А любители хот-догов за последний год стали обращаться к врачам в несколько раз чаще.
НОВЫЕ нормы, конечно, получились более жесткими, нежели предыдущие. Например, теперь будут контролировать условия внутри палатки: водоснабжение, канализация, вентиляция, освещение, отопление должны соответствовать гигиеническим нормативам. Плюс к этому непременно одноразовая посуда, белые халаты и чистые руки у продавцов. Мыть овощи и наливать кипяток для чая можно только из бутылок с питьевой водой. (Поднимите руки, кто это все видел!) Казалось бы, такой кордон, муха не проскочит. Но...
Как оказалось, реально проверяющие могут посетить каждый "съедобный вагончик" лишь... раз в два года! (Внеплановая проверка нагрянет, только если поступит жалоба со стороны покупателей.) "В нашем округе работает около 30 санитарных врачей и их помощников. Помимо "съестных" палаток они занимаются рынками, магазинами, ресторанами и т. д. Когда они смогут дойти до каждой палатки? - недоумевает заместитель главного санитарного врача ЦАО Ольга Машкова. - А скоро появится закон, по которому устраивать проверку мы сможем уже раз не в два, а в три года с момента образования предприятия. Кстати, закрыть провинившихся мы не можем, а самый большой штраф для них составляет 5 тыс. руб. Слезы!"
Зачем же принимали тогда эти новые нормы? Как говорили в кулуарах сами эпидемиологи, нормы настолько жесткие, что ни один палаточник их выполнить не сможет и "уличные травиловки" вымрут сами по себе. Я решил проверить, поняли ли владельцы палаток, какую хитрую "могилу" им вырыли, и обошел фаст-фудные точки в районе Комсомольской площади. На вопрос: "Не боитесь ли вы остаться без работы?" - 6 продавцов шаурмы из 10 ответили: "Договоримся". И знаете, я им поверил.