Очередь посредственностей

   
   

ЭТО кажется невероятным, но народному артисту России Александру Викторовичу ЗБРУЕВУ исполнилось 65 лет! Не так уж много актеров, которым удается более 40 лет неизменно оставаться любимцами зрителей. В нелегкую юношескую пору переходного возраста неиссякаемый оптимизм и ироничность героев Збруева не раз выручали меня в трудных ситуациях. И я немного завидую его студентам с актерского курса ГИТИСа - им повезло!..

- АЛЕКСАНДР Викторович, чему сейчас можно научить молодых ребят? Что вы в них вкладываете?

- Да ничему, как говорится, научить нельзя. Можно только научиться!.. Можно вспомнить то, что ты видел хорошего, талантливого в своей жизни, то, что тебя поразило и чего они никогда уже не увидят сами. И поделиться с ними этим. Рассказать о замечательном и прекрасном или, наоборот, об очень плохом, увиденном тобою, с позиции актера, с позиции художника. Тогда они поймут, и это вызовет у них определенное состояние души, произведет впечатление. Потому что в наше время почти не осталось ничего святого - святое только в воспоминаниях. Мои студенты никогда не увидят гениального артиста Гриценко. Они не видели и не увидят Ильинского, Кторова, Яншина (можно долго перечислять гениальных актеров), на которых можно было просто смотреть, наблюдать за их работой, и это уже превращалось в большую школу! Сегодняшние студенты этого лишены. Те актеры, которым можно было буквально поставить памятник, стерты и забыты. Поэтому у меня нет никакого менторства по отношению к курсу, слово "педагог" для меня не существует. А существует только какая-то связь времен. И я от своих студентов как актер получаю, может быть, даже больше, чем они от меня. Благодаря им понимаю, что такое сегодняшняя молодежь: чем она занимается, что ее тревожит, что она читает, к чему стремится. Это мне помогает воспринимать окружающее.

- А они слушают то, о чем вы говорите? Ведь сейчас нет авторитетов!

- Кто-то слушает... В них есть все - как тупость и лень, так и потрясающая энергетика и талант. Все же не бывают талантливыми. В принципе талант - это редкость. А у нас сейчас в моде такая чушь: чуть кто-то сделал что-то на среднем уровне (причем среднем уровне сегодняшнего дня, который с позиции нашего былого кинематографа представляется форменным безобразием!), а все говорят: "Ну наконец-то! Это - открытие!" Да нет никакого открытия! Все уже было! Планка стала ниже. Сегодня ее можно перепрыгнуть без разбега и встать в очередь посредственностей. И тем, у кого есть возможность не вставать в хвост этой очереди, надо держаться - сохранять свое человеческое достоинство, уважать себя и не переоценивать действительность. Они выступают на телевидении, в прессе, заливаются, как соловьи весной! А посмотришь на дела такого человека и не знаешь - плакать или смеяться. Чудовищная переоценка себя!

- Вот и учите ребят не заблуждаться!

- Да, но... У нас 5-6 театральных институтов плюс всякие платные-бесплатные параллельные курсы. И каждый год они выпускают около 200 артистов. А потом эти 200 человек, которые учились 4 года, и многие из них платили деньги за обучение, шастают от одного театра к другому, а их туда не берут. Берут всего двух - трех. Ну пусть 10, пусть даже 15! А остальная "рота" бегает на всевозможные кастинги!..

- ...Снимаются в тупой рекламе и "Окнах".

- Да! И продают себя за 3 копейки в бездарные фильмы. Это чудовищно! Я тут как-то разговаривал с очень уважаемым мною артистом и человеком Алексеем Баталовым. И он сказал: "Дело не в том, в скольких фильмах ты снялся, а в их качестве! Можно сняться в одном-единственном и получить в результате все, ради чего ты работаешь в этой профессии". Понятно, конечно, почему даже неплохие артисты идут в сериалы - чтобы заработать. А играть-то там нечего!.. Переключаешь телевизор во время рекламы и уже не можешь понять, какой сериал начинал смотреть: на всех каналах примерно одни и те же события, одни и те же лица. И я говорю своим ребятам: "Пользуйтесь тем, что вы пока еще учитесь, - играйте "Гамлета", "Ромео и Джульетту", играйте все! Потому что в дальнейшем у большинства из вас этой возможности не будет никогда!"

- Тут в очередной раз повторяли "Два билета на дневной сеанс" и "Большую перемену", и я вдруг задумалась: а кто из нынешних молодых актеров мог бы сыграть это или что-то подобное так, чтобы и спустя 30 лет это смотрелось так же живо, интересно, оптимистично? И к своему изумлению не смогла назвать ни одного! Хотя многие мне нравятся, но вот чего-то в них нет...

- Дело не в конкретных фильмах, это происходит вообще! Я вижу, что профессия потеряна! Школа потеряна! Нет какого-то духа, понимания того, что ты делаешь. Да, есть отдельные актеры. Они появляются на фильм-два и снова исчезают. В актерской профессии, как мне кажется, обязательно должен быть виден человек. Если человек со своей болью, со счастьем или несчастьем в глазах - в нем отражается сегодняшний мир, общество, в котором он живет. Вот тогда он становится Личностью, и это интересно зрителю. Актерская профессия бесконечна! В ней - интуиция, фантазия, философия, твои ассоциации, твое время, родные, близкие, любимые, враги... Все это вместе и есть профессия. И все это отражается на экране или на сцене. И то, что сейчас происходит с нашей профессией, - это потеря чего-то самого главного. И режиссура упала, опустила и актеров и зрителей. Меня иногда спрашивают: "Почему не снимешь фильм?" При том, как сейчас снимают, это несложно, можно даже не обладать профессией режиссера. Только ради чего? Для удовлетворения своего честолюбия? И кто его увидит, этот фильм?.. А с другой стороны - надо что-то делать! Нельзя просто сидеть на завалинке... Вот и суетишься... И моим ребятам-студентам, конечно, будет очень сложно и трудно в такое время. Я уверен, что многие из них будут работать не по профессии...

Смотрите также: