Дело дачников

   
   

ПЕНСИОНЕРКА И. Ткаченко - скромная владелица 6 соток в Пушкинском районе. Три года назад бывшая медсестра на пару с мужем копала котлован под будущий садовый домик, выращивала морковку и платила 263 руб. земельного налога. Жизнь переменилась с приходом платежного извещения налоговой инспекции, где сумма этого же налога вдруг зашкалила за 17 тыс. руб. Справившись с депрессией и накупив побольше валидола, Ткаченко вступила в переписку с местными властями и налоговиками. Ответы приходили исправно, но какие-то туманные, а суммы платежей не уменьшались.

ОТЧАЯВШИСЬ, пенсионерка позвонила к нам в редакцию. В своем порыве она оказалась не одинока. Каждую неделю из Москвы и разных уголков Подмосковья нам звонят, пишут письма с одним вопросом: почему в 2001 г. они платили 200-300 руб., а с 2002 г. за тот же участок должны платить в 50 (!) раз больше?

Прецедент

НЕМНОГО предыстории. До 2001 г. владельцы земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, платили пониженную налоговую ставку в размере 3%, в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю". Причем реализовать это право можно было независимо от того, окончено строительство на их земельном участке или нет. Однако с таким положением не согласилось Министерство по налогам и сборам и в апреле 2001 г. направило в нижестоящие налоговые органы письмо, разъясняющее правила применения этой льготы. По мнению МНС, если дом недостроен и право собственности на него не зарегистрировано, то "жилым" он не считается, а следовательно, участок нужно облагать налогом по полной схеме, пока дом не поставят на учет в местном БТИ. Через год МНС отменило это письмо. Но местные налоговые органы по-прежнему направляют гражданам уведомления об уплате земналога по полным ставкам.

В феврале 2003 г. споры между владельцами земельных участков, на которых еще не закончено индивидуальное жилищное строительство, и налоговыми органами разгорелись по новой. Дело в том, что Верховный суд РФ вынес определение по жалобе жителя Санкт-Петербурга, в котором признал действия местного УМНС незаконными. Теперь налоговики должны сделать перерасчет и вернуть гражданину "лишние" деньги.

Нетрудно догадаться, что о таком прецеденте сами налоговики стараются не распространяться.

Алчность

И, ЧТО важно, по закону "О плате за землю" (ст. 8 ч. 5) право на 3%-ную льготу НЕ СВЯЗАНО со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. Председатель Комитета по землепользованию Мособлдумы Василий Дупак утверждает, что жилье на участке надо построить за 3 года. Правда, с оговоркой, что "прокуратура МО, Мособлдума и правовое управление считают это незаконным". Местные власти устанавливают такие сроки, так как в области более 100 тыс. "неузаконенных" домов, с которых не платятся налоги. Если областной власти недостаточно, чтобы помешать местным главам и депутатам таким оригинальным способом "отстаивать интересы своих избирателей", может, определение Верховного суда подействует?

Но незаконная отмена льготы - не единственный фактор увеличения суммы, указанной в платежке. Во-первых, как объясняют в УМНС по МО, в 2002 г. налоговые ставки увеличились в 2 раза, а в 2003 г. - в 1,8 (в соответствии с коэффициентом, принятым на федеральном уровне). Во-вторых, органы местного самоуправления вовсе не заинтересованы в снижении доходной части своего бюджета. Ни раньше, ни сейчас. Потому что до 2003 г. только 15% земельного налога уходило федералам, 35% зачислялось в областной бюджет, а 50% оставалось в местном "кармане". А с 1 января весь взимаемый земельный налог делится поровну между местным и областным бюджетами.

Мы разослали запросы в межрайонные ИМНС и главам нескольких муниципальных образований. Самая быстрая реакция поступила от администрации Одинцовского района (см. таблицу).

Кроме того, МОД еще осенью приняла поправки, узаконившие 3%-ную налоговую льготу в общей сложности до 1 января 2004 г., т. е. до принятия 3-й части нового Налогового кодекса. Но компетенция Облдумы распространяется только на ту часть выплат, которая зачисляется в областной бюджет. Аналогичные поправки могли принять законодатели на местах, но почему-то у них не наблюдается таких позывов.

Все - в суд

ТЕМ, у кого недостроена хижина и тяжкое материальное положение, в УМНС по области советуют похлопотать об отсрочке платежей на полгода. Но мне больше импонирует совет депутатов Мособлдумы: получив депешу из налоговой (которая придет не позднее 1 августа), дружненько направляемся в суд первой инстанции. Гарантий, что на местах сразу примут решение в пользу истца, никто не даст, потому что у нас нет прецедентного права, как в США. Но в Верховном суде, если туда придется обращаться, есть все шансы выиграть процесс.

Смотрите также: