ОБЖ и НВП: есть ли разница?

   
   

ЗА ПРОШЛЫЙ месяц от рук преступников, в результате несчастных случаев и ДТП в Москве погибло более 100 человек. Между тем большинство из нас не знает, как вести себя в бытовых и нестандартных ситуациях. 80% населения понятия не имеет, как оказывать первую доврачебную помощь. Учат ли в школе наших детей, как выжить в большом городе? Помогают ли им учебники, на которые тратятся бюджетные деньги?

Новый учебник - старый военрук

ОФИЦИАЛЬНО предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" - ОБЖ - появился в расписании 10-11-х классов в 1998 г. Первые выпускники даже не поняли, что этот предмет кардинально новый. Во многих школах он просто заменил начальную военную подготовку или физкультуру. На уроках военрук по-прежнему учил собирать автомат, рассказывал об атомной бомбе и советовал пользоваться белыми простынями.

Главная причина преподавания нового предмета по старому шаблону - нехватка учителей. В школе любого, кто согласится вести этот предмет, буквально носят на руках. Зачастую учителями ОБЖ становятся "старые" военруки, бывшие военные и милиционеры. Они-то и устраивают уроки выживания с армейской муштрой. Но, несмотря на это, в школах Москвы остаются вакантными более 600 мест преподавателей ОБЖ. "Кадры - серьезная проблема, - подтвердил главный специалист Департамента общего образования Минобразования РФ Борис Мишин, - специалисты не хотят идти на "школьный паек". Со всеми надбавками и нагрузками учитель получает максимум 5 тыс. рублей. Сейчас в 20 педагогических вузах страны готовят педагогов - специалистов по ОБЖ. Но, придут ли они в школу, большой вопрос. Естественно, что из-за отсутствия специалистов многие преподаватели "со стороны" не видят разницы между НВП и ОБЖ. Вторая проблема в том, что ОБЖ - предмет достаточно новый. Он затрагивает несколько профессиональных сфер. У каждого специалиста есть свое видение. Предмет ОБЖ не имеет научной базы: нет единого НИИ, который сумел бы разработать концепцию, методические пособия, учебники".

ЧП на бумаге

НЕХВАТКА учителей с лихвой окупается обилием учебников. Только в этом году на выбор преподавателя предлагаются 4 серии книг (от 5-го до 11-го класса) по ОБЖ разных авторов, утвержденных приказом Минобразования N 104 и включенных в перечень учебных пособий, рекомендуемых к изучению. Кроме того, столичное правительство совместно с Департаментом образования выпустило собственный учебник по ОБЖ - специально для Москвы.

Авторы учебников для 10-х и 11-х классов на редкость единодушны. Оказывается, чтобы подросток чувствовал себя в городе безопасно и мог действовать адекватно в любой чрезвычайной ситуации, ему нужно знать совсем немного - структуру гражданской обороны и боевые традиции Вооруженных сил РФ. Именно эти разделы занимают примерно 80% всего учебного материала. Глава "Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний" в учебнике под ред. А. Т. Смирнова поместилась всего на 6 страницах. Информация сжата до предела, вопросы здоровья сведены к "годности допризывников к военной службе". Профилактика инфекционных заболеваний, по мнению авторов, только одна - прививки и вакцины. И ни слова предупреждения о том, как можно заразиться гепатитом В, С, ВИЧ, холерой, тифом, столбняком и т. д. Учебник для 10-х классов, выпущенный под редакцией зам. министра МЧС Ю. Л. Воробьева, тоже очень напоминает учебники по начальной военной подготовке: защитные сооружения, противогаз и автоматы Калашникова. Но если вызубрить материал от корки до корки, все равно останутся вопросы практического свойства: куда именно бежать во время ЧП в своем районе и где можно взять противогаз, способный защитить не только от химических выбросов, но и от радиации?

Интересна позиция авторов всех учебников по отношению к ВИЧ. Как правило, эта тема опускается или же сводится к списку врагов, виноватых в распространении инфекции. "В сексуальной жизни общества сформировалось извращенное направление - гомосексуализм, которое оказывает особо негативное влияние на показатели полового пути передачи ВИЧ-инфекции. Это нездоровое явление имеет распространение и в России".

Кроме учебников в школьных и районных библиотеках можно отыскать кучу всяких пособий по ОБЖ. Школьники обычно используют их как дополнительную литературу для написания рефератов. Авторы "ОБЖ. Справочник школьника", выпущенного под редакцией В. П. Ситникова, видимо, уверены, что человечество погибнет от таких болезней, как икота, фурункулы и воспаление женских половых органов. А вот советы, как вести себя при теракте, заслуживают прямого цитирования: "Теракт. Меры предосторожности: ... 4. Если вы оказались невольным свидетелем теракта, не теряйте самообладания. Постарайтесь запомнить приметы людей, убегающих с места преступления, возможно, это и есть преступники. 5. Если у вас есть фото- или кинокамера, не пожалейте пленки и снимайте все происходящее".

Анализ реальных, случившихся за последнее время ЧП (толпы, погромы, захват заложников, пожары) в этих книжках не сделан - даже в учебнике, изданном специально для столицы. А ведь на подготовку и издание учебников правительство Москвы только в этом году выделило 520 млн. руб. "Оторванность предмета от жизни признают все, - рассказала нам начальник отдела образовательных программ и стандартов гуманитарного образования Минобразования РФ Лидия Рыбченкова. - Сейчас разрабатывается проект стандартов, в котором усилена практическая направленность содержания всех предметов, в т. ч. и ОБЖ. Правда, на разработку программ и учебников уйдет не меньше года".

Пока же в школьных библиотеках находится порядка 40 учебников по ОБЖ - от 5-го до 11-го класса. Преподавать по ним некому, но это не мешает книжкам "плодиться". Почему же так получилось? Да потому что издание учебников - дело выгодное, в отличие от преподавания. Преподавателей ОБЖ не хватает так же, как и преподавателей других предметов. А вот издатели уверены в том, что беспокойные родители раскупят учебники, авторы которых положат в карман свои законные 5-7% от каждого проданного экземпляра. А если учебник будет одобрен Министерством образования и "войдет" в школьную программу, гонорар превысит зарплату учителя ОБЖ в несколько раз. За такое прибыльное предприятие берутся многие - даже те, кто не имеет никакого отношения к безопасности и педагогике. Единственный фильтр для всей этой литературы - Федеральный экспертный совет Минобразования. Совет просматривает все учебники, которые могут попасть в школу, и дает пособию гриф "допущено" и "рекомендовано". Благодаря их работе большинство беллетристики не попадает в портфели детей. Некоторые издательства идут на хитрость и выпускают учебники с надписью "Составлен в соответствии со школьной программой Министерства образования РФ". Родители, не знакомые с терминологией, покупают для детей, как правило, то издание, которое увидят первым. Результат от всего этого один - солидная сумма расхода в городском и семейном бюджетах, куча бесполезных учебников и несколько поколений детей, которым никто так и не объяснил, как можно защитить себя в этой жизни.

Андрей Ильин, автор нескольких трудов по выживанию в экстремальных условиях:

- ПРЕПОДАВАТЬ ОБЖ нужно. Но по-другому - легко и, что называется, на пальцах. Не стоит рассказывать подробно такие глобальные вещи, как структура ГО и ЧС, или такие экзотичные ЧС, как цунами и торнадо. Нужно показать на примерах то, что может произойти в "своем" районе. Очень важны грамотные действия во время стандартных ЧП - на пожарах, при спасении утопающих. Кроме того, ребенка нужно подготовить к всевозможным стрессовым ситуациям психологически.

Михаил Кузнецов, спасатель 1-го класса, бывший начальник УМЦ "Службы спасения" автор пособий и преподаватель ОБЖ в школах NN 345 и 610:

- В ШКОЛЬНОЙ программе по ОБЖ, на мой взгляд, не хватает практики. С детьми нужно заниматься. Нужно показывать, как ориентироваться в лесу, как делать искусственное дыхание, как накладывать шины и повязки. Ведь 70% пострадавших в ДТП гибнут от неоказания первой доврачебной помощи. Нужно объяснять и повторять по нескольку раз прописные истины. Потому что ОБЖ - это предмет, в котором учитель не имеет права на ошибку. От того, насколько хорошо он научит ребенка основам выживания, зависит жизнь самого школьника и окружающих его людей.

Смотрите также: