ШКОЛЬНЫЙ курс ОБЖ (а переводится он как "Основы безопасности жизнедеятельности") в наше тревожное время, несомненно, должен стать одним из ведущих в программе среднего образования. Тем более в Москве. Почему? Во-первых, терроризм. Во-вторых, техногенные и всякие прочие катастрофы. Ну и, наконец, уличная преступность, маньяки-педофилы, дорожно-транспортные происшествия и перманентное состояние стресса, в котором находится население большого города...
В советские времена мы проходили в школах НВП, в институтах - ГО. Нынешний курс ОБЖ по задумке его авторов должен был вобрать в себя две эти глобальные дисциплины. Плюс психология. Плюс сексуальное воспитание. Плюс правовые проблемы, основы медицинских знаний, прикладная физподготовка и многое другое. В совокупности это будет посильнее, чем "Фауст" Гете. Универсальный предмет. Вот только отвечает ли разработанный курс перечисленным требованиям? И что особо существенно для столицы: учтены ли в нем трагические события сентября 99-го и вообще все, что связано с угрозами терактов?
Московский Комитет образования неоднократно брался за разработку собственного курса ОБЖ на основе федерального, пытаясь адаптировать его к столичным условиям. Сначала этим занимался Центр физкультурного образования. Потом при Комитете был создан Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, а его директором назначен Расим Сулейманович Акчурин, прежде работавший в системе Росвоенцентра. Теперь ОБЖ находится в его ведении и является одной из двух составляющих работы центра. Другая составляющая - патриотическое воспитание школьников.
Кадры решают все сами
ТО, ЧТО военно-патриотическое воспитание стоит во главе угла "Основ безопасности жизнедеятельности", само по себе очень даже неплохо. Но при условии, что программа все-таки приближена к реалиям жизни и способна научить школьника, как вести себя в опасной ситуации. В Израиле, скажем, каждый ребенок знает, что трогать валяющийся на улице бесхозный предмет нельзя, как бы заманчиво он ни выглядел. Об исламском экстремизме там знают не понаслышке. У нас теперь тоже. Но вот говорят ли детям об этой опасности на первом же уроке ОБЖ? Совсем необязательно. Все - на усмотрение учителя. В одной школе, вместо того чтобы преподавать ОБЖ, ученикам дают список дополнительной литературы, а потом всем ставят пятерки "автоматом". В другой - учебные часы делятся между педагогами разных профилей в зависимости от темы занятия: вести основы медицинских знаний приглашают врача или фельдшера, прикладную физподготовку доверяют физруку, а на основное направление - действия в условиях чрезвычайной ситуации - "бросают" физика или химика. Есть, разумеется, и собственно преподаватели ОБЖ, но все они, как правило, бывшие военные, выходцы из системы гражданской обороны. А стало быть, наиболее близкой для них темой остается все то, что связано с ЧС военного характера (здесь вам и противогаз, и бомбоубежище, и "ядрёная бомба", которая "всегда падает в эпицентр ядрёного взрыва").
Преподавателей не хватает. Школ в Москве около 2,5 тыс., и в каждой пятой специалиста по ОБЖ просто нет (выходит, что всего недостает 500 человек). Молодежь туда не идет, все сплошь пенсионеры-отставники. Зато с учебниками проблем нет. Ежегодно издается 100 тыс. экземпляров учебной литературы по каждому классу. Они расходятся по школам бесплатно. Правда, разработаны они в соответствии с предыдущей программой ОБЖ - года 96-го, когда дома в Москве еще не взрывались. А последняя программа, написанная в 99-м и хоть как-то учитывающая наш печальный опыт знакомства с терроризмом, Любовью Кезиной пока не утверждена, хотя и согласована с ГУ ГОЧС, ГИБДД, санэпиднадзором, военными и пожарными. Впрочем, и эта программа вызывает неоднозначные оценки. Даже Расим Акчурин критикует ее, считая, что она уступает федеральной: "В той есть системность, она несколько жестче. Наверное, мы будем переходить на федеральную, а от своей откажемся. Вообще же я считаю, что должно быть больше практических занятий по ОБЖ. Даже в детсаду можно начинать детям кое-что объяснять..."
Начинать с мелочей
...ДОПУСТИМ, что директор какой-нибудь школы недоволен содержанием учебников по ОБЖ. Допустим, есть у него лишние деньги (из бюджета выделяют только на зарплату и школьные завтраки) и он может закупить другие книги в магазине. Что ему предлагается?
Я купил в "Библио-Глобусе" учебник "Школа выживания", рекомендованный Академией гуманитарных наук РФ для учащихся школ и колледжей. Первые 223 страницы в нем посвящены философии и психологии выживания. Загруз информацией капитальный, хватит на целый учебный год в вузе. В один философский винегрет свалены Сократ, Заратустра, Кант, Ницше, Шопенгауэр, экзистенциалисты и академик Вернадский. То же с психологией - синтез психоанализа, гештальттерапии, Эрика Берна, НЛП и даже дианетики... Вопрос на пройденную тему: "Если будет точно доказано наличие всепроникающего информационного поля Вселенной, то как это отразится на понимании смысла жизни отдельным человеком?" Или: "Способны ли вы жить и действовать в соответствии с принципом римских стоиков: "Помни о смерти!"?" Далее на сотню страниц идет "Cекс, любовь, семья и выживание" и лишь потом - "Экстремальные ситуации". При этом ни строчки о все тех же бесхозных предметах...
Известно, что более других критикуют программу ОБЖ спасатели. Не те, которые в системе ГОЧС, а те, кто в Московской службе спасения. Конечно, у них есть свои обиды (с ними при составлении программы никто не советовался), но в их упреках немало здравого смысла. Главная претензия - слишком много теории. Нет обучения тому, что может пригодиться в реальной жизни. Например, в случае ДТП (по статистике, в Москве за год при автоавариях гибнет больше народу, чем по всей России при чрезвычайных ситуациях). Увы, ОБЖ не учит тому, как действовать ребенку, если он стал свидетелем ДТП.
"Мы считаем, что очень большое внимание должно уделяться и правовому воспитанию, - говорит представитель Московской службы спасения Борис Гороход. - Ребенок имеет право знать: как ему обратиться в милицию, чтобы не отказали? Что бы ни случилось с тобой (хулиганы напали или, сущий пустяк, увидел чью-то машину открытой), ты можешь написать заявление в двух экземплярах, а органы МВД обязаны одно из них принять..."
В условиях правового беспредела на такую идиллию надеяться не приходится. Но если мы хотим вырастить здоровое (во всех отношениях) поколение, начинать надо с мелочей... И вот еще: спасатели утверждают, что нынче на их профессию огромный спрос среди школьников. Просто бум какой-то. Отбоя нет от желающих пойти в спасатели. Оно понятно: на смену героям вчерашних дней - космонавтам и полярникам - спешат герои нашего времени. Надеемся, что и преподаватель ОБЖ встанет с ними в одном ряду.
А о патриотизме, конечно, забывать не надо...