96% бродяг - граждане трудоспособного возраста.
Бродягам НРАВИТСЯ роль профессионального бомжа.
За первую половину года в столице бомжами было совершено 36 убийств.
МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ с ними на рынках и вокзалах, отсаживаемся от них в метро и автобусах, переступаем через их тела на тротуарах и в подземных переходах. Они больны почти всеми известными науке болезнями, дерутся между собой за право контролировать близлежащие мусорные контейнеры, пахнут, как химическое оружие, и выглядят так, как будто пережили затяжную ядерную зиму. А еще, утыкаясь в нас бессмысленным взглядом, клянчат деньги "на лечение" и, получив желаемое, пропивают со скоростью света. Обычно мы называем их БОМЖАМИ - то есть лицами без определенного места жительства и занятий. Однако это верно лишь отчасти.
Люди распада
ТОЧНЫМИ данными о количестве этих горемычных скитальцев на московских улицах не располагают ни органы охраны порядка, ни общественные организации, призванные помогать им в борьбе за выживание, некоторые исследования все же позволяют понять, откуда берутся подобные пресловутые "лица без определенного места". Так, по информации, опубликованной на официальном интернет-сайте правительства Москвы, ежегодно в отделения милиции Первопрестольной по подозрению в бродяжничестве и попрошайничестве попадают примерно 60 тыс. чел. Однако, учитывая, что многие из этих людей задерживаются неоднократно, по оценкам столичного ГУВД и Комитета социальной защиты населения, к лицам бомж, постоянно находящимся в Москве, можно отнести немногим более 30 тыс. чел. При этом "анализ количественного и качественного состава", проводившийся среди бродяг, показал, что лишь около 15% из них являются бывшими жителями Москвы и Московской области (при этом 96% бывших москвичей - граждане трудоспособного возраста от 18 до 60 лет и только весьма незначительная их часть относится к пенсионерам или инвалидам). Примерно половина находящихся в Москве бомжей прибыли из различных регионов России в поисках лучшей жизни, но, не найдя в мегаполисе ни работы, ни крыши над головой, предпочли возвращению домой участь старожилов столичного дна. Всех прочих бродяг в Белокаменную занесло из государств СНГ и Балтии. По статистике, около половины всех этих персонажей имеют как минимум одну судимость.
Всего же, по различным оценкам, в России на сегодняшний день от 4,5 до 6 млн. лиц, так или иначе подпадающих под определение "бомж". При этом надо понимать, что ежегодно в эту армию нищих и убогих вливаются все новые тысячи оказавшихся "за бортом" жизни мужчин и женщин. А поскольку в небольших провинциальных городках и сельской местности найти хоть какую-нибудь приносящую достаточную прибыль работу весьма проблематично, многие из них едут искать счастья в столицу.
Алкоголики и тунеядцы
ОБЫЧНО, подавая бомжам милостыню, мы предполагаем, что скитальцами без крова и работы не становятся по доброй воле. Однако специалисты, изучавшие причины, толкающие людей к бродяжничеству и попрошайничеству, одной из наиболее многочисленных групп называют вполне трудоспособных личностей, ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ЖЕЛАЮЩИХ РАБОТАТЬ, злоупотребляющих алкоголем и утративших жилье именно благодаря пристрастию к спиртному. И если прочие бомжи, оказавшиеся на улице по стечению печальных обстоятельств (развод, длительная болезнь, освобождение из мест заключения), как правило, стараются решить свои жилищные проблемы, то алкашей и гуляк их положение в социуме и пространстве ВПОЛНЕ УСТРАИВАЕТ.
Более того, нередко именно нежелание и неумение никаким, кроме попрошайничества, способом заработать себе на кусок хлеба и становятся причиной падения на дно общества. Бытует мнение, что бомжи с удовольствием променяли бы свои помойки и тротуары на заводские станки и теплые постели. Однако многие столичные предприятия, например, такие гиганты, как АМО "ЗИЛ" и "Мосгортранс", вынуждены выписывать рабочих из провинции и даже ближнего зарубежья, обеспечивая их проживанием в Москве и области. При этом бомжи ПРЕКРАСНО ОСВЕДОМЛЕНЫ об этой и некоторых других возможностях найти хоть и не престижную и денежную, но все-таки официальную работу. Служащие органов социальной помощи утверждают, что почти всем бродягам НРАВИТСЯ существование в роли профессионального бомжа. А прилежное выпрашивание милостыни, сбор пустой тары и осмотр мусорных баков подчас дают возможность заработать гораздо более существенные деньги, чем в состоянии заплатить завод и государственная организация.
Похожая ситуация сложилась и с мифом о нехватке мест в столичных ночлежках. На сегодняшний день в Москве действует 12 учреждений социальной помощи бездомным, имеющих возможность ежедневно принимать 1600 чел. В этих местах всем желающим предоставляют первую медицинскую помощь, ночлег, возможность помыться и поесть. К тому же в столице работает несколько станций дезинфекции, сотрудники которых не только проводят санитарную обработку бомжей, но и бесплатно выдают им одежду и обувь. Однако бомжи пользуются услугами этих учреждений весьма неохотно. Нередко предпочитают с риском для жизни ночевать на лавках, в подвалах и на чердаках, спасаясь от холода с помощью спиртного, но не выполнять предельно простые правила ночлежек и социальных гостиниц. Милиционеры утверждают, что мытье и лечение также не входят в привычки бомжей, потому что грязным и больным охотнее подают милостыню. Наблюдается в столице и такое необычное явление, как бомжи - хозяева комнат и даже квартир. Этим товарищам просто скучно выпивать в одиночестве, и они спускаются в метро, приходят на вокзалы и рынки в поисках компании. Манерами и внешним видом они ничем не отличаются от своих бездомных коллег, однако фактически бомжами не являются. Ко всем перечисленным категориям остается добавить лишь беспризорников, в последние годы наводнивших столицу. Эти по разным причинам оказавшиеся на улице дети, вырастая, становятся настоящими бомжами-профи. В определенном возрасте они уже не представляют себе иного вида заработка, кроме попрошайничества и воровства. Надо сказать, что бомжи вообще не такая уж безобидная братия. По данным пресс-службы ГУВД г. Москвы, только за первую половину 2003 г. в столице ими было совершено 1040 преступлений, в том числе 36 убийств. За этот срок 797 бомжей были привлечены к ответственности.
Неприкасаемые
КАК ЭТО ни парадоксально, сегодня бомжи как социальный класс практически не интересуют милицию. По признанию самих стражей порядка, что-либо сделать с бомжом по современному российскому законодательству практически невозможно. Поскольку у нормального бродяги никогда нет денег, оштрафовать его за отсутствие документов нереально. Тащить же грязное, зловонное тело в отделение тоже не имеет смысла. А столичные СИЗО до того переполнены, что возиться еще и с бомжами, не совершавшими никаких тяжких преступлений, тамошним сотрудникам недосуг. Благодаря ратифицированной РФ медицинской конвенции, бродяг даже нельзя заставить пройти медобследование против их воли. Не говоря уже о том, чтобы насильно помыть или переодеть этакое страшилище.
Как правило, рассуждая о проблеме бомжей, представители правоохранительных органов с горечью вспоминают... советские времена, когда по знаменитой статье за бродяжничество на нары отправлялись все неприкаянные, бездомные и праздношатающиеся личности. Ну а более исторически подкованные люди в погонах вспоминают опыт фашистской Германии, где в пик безработицы было принято решение привлечь всех желающих и не желающих к строительству дорог и мостов, до сих пор считающихся лучшими в мире. Однако желание соответствовать таким достижениям мировой демократии, как свобода образа жизни и передвижения, вряд ли позволит нашим законодателям принять жесткие законы против бродяжничества и попрошайничества.
...Одно только не ясно: как властям без всяких новых законов в течение недели удалось очистить от бомжей Питер, когда перед праздниками 300-летия появилась такая необходимость?
P. S. Бомжи, бродяги, бездомные, или, как их называют во Франции, клошары, встречаются практически во всех крупных городах Европы и Америки. Наверное, их даже можно считать продуктами развития демократии, ведь ситуация, когда общество за свой счет согласно содержать людей, ведущих откровенно паразитический и даже асоциальный образ жизни, может возникнуть лишь в свободных и высокоразвитых странах. Однако в России почему-то всегда принято перенимать у Запада только наиболее извращенные проявления этой самой демократии. Я уверен, что старая формулировка о том, что свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого, позволяет мне протестовать против засилья в моем родном городе дурно пахнущих, больных и небезопасных соседей. Естественно, моя нетерпимость не распространяется на тех, кто действительно попал по воле случая в серьезную беду и всеми силами пытается стать нормальным человеком. Однако терпеть рядом постоянное присутствие оборванцев и алкашей, переловивших в московских водоемах почти всех птиц и разносящих в общественном транспорте всевозможную заразу, я не согласен. А тем более поддерживать их жизнедеятельность на уплаченные мною налоги. Да, бомжи есть во многих странах, но попробуйте в Нью-Йорке выпить на центральной улице бутылку водки или в Берлине уснуть на проезжей части. За такие проявления неуважения к согражданам вас сразу же упекут в тюрьму, где вы будете отрабатывать положенный за подобное нарушение штраф. Так, может быть, нашим властям стоит подумать о благе законопослушного и уважающего окружающих большинства и принять необходимые меры для решения проблемы бомжей в столице?