- Всех "оборотней" не пересажаешь
- Милиция должна быть профессиональной, а не народной
- На каждом уровне своя ниша поборов
МОЖНО смело утверждать, что 2003 год прошел под знаком "охоты на оборотней". Напомню лишь некоторые громкие московские дела. За организацию преступного сообщества, вымогательство и злоупотребление служебным положением в числе прочих была арестована группа офицеров МУРа: полковники Е. Тараторин, Ю. Самолкин, подполковники И. Островский, Н. Демин. За получение взятки задержаны начальник экологической милиции Московской области полковник В. Кострюков и подполковник столичного УБЭП В. Скрипка. Вывели на чистую воду "оборотней" и рангом пониже: оперуполномоченного 1-го отдела МУРа капитана Киреева, командира взвода кинологического центра Западного УВД А. Качанова и командира отделения того же взвода С. Лося. В декабре за фальсификацию данных экспертизы арестован заместитель начальника 16-го отдела экспертно-криминалистического центра МВД России полковник А. Нагайцева... Ну, а про деяния рядовых столичных милиционеров из патрульно-постовой службы и гаишников рассказать может каждый: у нас в городе можно запросто попасть в "обезьянник", а на нарушения на дороге существует всем известный тариф.
Мифы
ЧТО ЗА ДИКАЯ ситуация? Люди, призванные охранять закон, сплошь и рядом сами его преступают. Я много говорил на эту тему с работниками МВД, ГУВД, учеными и другими специалистами в области охраны порядка. Все они возмущены сложившимся положением и уверены, что наши правоохранительные органы необходимо реформировать. Но подход к проблеме у них строится на опасных мифах.
МИФ 1. Милиция у нас такая, какой народ. Вот уж полная ерунда. Если уж кто и является отражением народа - так это Госдума, которую мы выбираем по своему вкусу. А правоохранительные органы (в идеале) должны состоять из лучших и честнейших представителей нации, а не отражать все ее болезненные недостатки. Судя же по "подвигам" защитников порядка, они в своем беззаконии заходят гораздо дальше обычных граждан.
МИФ 2. Платите нам зарплату больше - все станет хорошо. Тоже не факт. Пример многочисленных "оборотней" в погонах, не остановившихся на уровне "хлеба с маслом", а выстроивших себе многоэтажные коттеджи-дворцы с теннисными кортами и гаражами для иномарок, доказывает, что, войдя во вкус, уже нелегко остановиться. Более того, группировка муровских злодеев не собиралась довольствоваться лишь деньгами, полученными в качестве откупных по сфальсифицированным делам. Почувствовав силу, менты-перевертыши начали отбирать у коммерсантов весь бизнес. А это значит, те, кто когда-либо запятнал себя взяточничеством или банальным рэкетом, вряд ли перестанет "брать" или откажется от легких денег, если ему повысят оклад.
И потом, при чем здесь деньги? Выбирая профессию, молодые люди чаще всего не о зарплате думают. Посмотрите, какие бешеные конкурсы сохраняются в актерские вузы, исторический или филологический факультеты МГУ, выпускники которых, найдя работу по специальности, не получают большие дивиденды. В профессию люди идут не за деньгами, а по призванию. А вот в милицию гораздо чаще приходят совсем по другим причинам: можно "откосить" от армии, быстро и непыльно заработать, получить московскую прописку, почувствовать власть над окружающими. Только что окончившим школу пацанам дают дубинку и практически без всякой подготовки отправляют "набираться опыта": проверять документы у лиц "других" национальностей, разгонять торгующих капустой бабок у метро, а вернее - собирать с них дань.
Сменилось все, но не милиция!
ВОТ УЖЕ 12 лет как канул в небытие Советский Союз. Мы живем совершенно в другой стране. В новообразовавшейся России обновились или были созданы заново практически все общественные, экономические, правовые и политические институты. А милиция, которая, несмотря на все постперестроечные преобразования, в том, что касается охраны порядка, сегодня, по сути, остается НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ. Именно такой сразу после революции, сломав то, что было раньше, ее создали, назвав народной. Вот и вылилась эта "народность" в то, что при громоздком милицейском штате в Москве уголовные дела толком не расследуются, угнанные машины не находятся, наркотики можно купить без особых проблем, а с гаишником, пересекая сплошную линию, "по-хорошему" договориться.
Еще в 2002 г. российское правительство разработало план реформы милиции: вместо нее должны были появиться федеральная полиция, муниципальная милиция, национальная гвардия и федеральная служба расследований. Проект заглох. Но даже если часть милиции переименуют в ПОЛИЦИЮ - ситуация вряд ли изменится. Назначив на новые должности старых людей, руководство МВД лишь перетасует крапленую колоду... Вспомнил, как проходил переход к новым формам торговли. Объявляя набор продавцов в открывающийся магазин, администрация первым делом ставила условие: чтобы у соискателя ни в коем случае не было опыта работы в учреждениях советской торговли. Но вряд ли этот опыт вдохновит реформаторов МВД. А зря...
Но есть еще один путь. Опыт западных стран. В США, например, вы не встретите в патрульно-постовой службе желторотых юнцов с дубинками. Желающий стать служителем закона должен окончить полицейскую академию, где ему растолкуют азы юриспруденции и объяснят, что и как он обязан делать. А в Канаде для желающих стать полицейскими устраивают очень жесткое тестирование. На каждое место - нешуточный конкурс. Словом, "народность" в охране общественного порядка уже давно никто не практикует. Везде работают ПРОФЕССИОНАЛЫ.
ВИКТОР К., полковник, заместитель начальника отдела одного из главков:
- ПО МОИМ оценкам, милиция коррумпирована на 90%. Каждый уровень имеет деньги в своей нише: сотрудники "на земле" обирают торговые точки и магазины. Получают с рыночных бабок и с нарушителей порядка. И даже на этом уровне уже существует круговая порука: экипаж патрульной машины или смена в отделе делит деньги между собой. Поднявшись на более высокий уровень, милиционеры начинают решать другие вопросы: "крышуют" бизнесменов, получают средства за развал дел, помогают в улаживании имущественных конфликтов. И так до самого верха. Не открою большого секрета: немалую долю в оперативной работе составляет общение с осведомителями и агентами. Сейчас культура такой работы практически утрачена - молодая поросль, пришедшая в милицию, не имеет навыков таких действий. При этом честные, не желающие брать взятки милиционеры вынуждены уходить с работы и под давлением коллектива, справедливо считающего, что "романтик" может их заложить. Но одного увеличения окладов недостаточно. Надо еще ввести тотальный контроль независимого ведомства за любыми действиями милиции. А также повысить ответственность даже за мелкие должностные нарушения. Увеличить количество средних и специальных милицейских учебных заведений и принимать на службу только после получения специального или высшего образования.
МИХАИЛ З., оперативник одного из отделов ГУВД Москвы:
- Необходимо укреплять "коммерческую милицию" - вневедомственную охрану. Превратить ее в крупную прибыльную корпорацию, с высоким уровнем технического обеспечения и конкурентоспособной оплатой труда, а как следствие - с серьезным конкурсом на мало-мальски ответственные должности. Содействовать ей в завоевании рынка охранных услуг, параллельно возложив на нее часть функций по охране общественного порядка (что уже и сейчас есть).
Выстраивать вертикали спецмилиции - сравнительно малочисленных, но высокопрофессиональных и хорошо оплачиваемых подразделений. Создавать, к примеру, корпус следователей-важняков взамен насквозь прогнившего Следственного комитета МВД. Реорганизовать работу участковых уполномоченных, сосредоточив их целиком на жилищном секторе; укрупнить участки и ввести работу "двойками" - назначать не одного, а двоих участковых. Патрулирование дворов, за которое сейчас город платит ЧОПам, значительно дешевле передать сотрудникам милиции, создав специальные подразделения в составе служб МОБ (милиция общественной безопасности). Усилить работу прокуратуры, исключить возможность регулярных рабочих контактов прокурорских проверяющих с проверяемыми милиционерами, как это происходит сейчас. Провести изменения в законодательстве, о которых так давно просят органы внутренних дел: заткнуть дырки в процессуальном законодательстве, позволяющем преступникам ускользать от ответственности. Упростить процедуру оформления ДТП и штрафов за парковку, ввести премиальные за безаварийность вверенного отрезка дороги, за количество раскрытий на участках и в районах. Ввести в каждом РОВД должность юриста-эксперта, который будет проверять все уголовные дела, направляемые в суд, и консультировать сотрудников по процессуальным вопросам, а также сопровождать дела в суде.
P. S. Готовя этот материал, мы поняли, что, громко перечисляя огрехи нынешних правоохранительных структур, никто не задавался вопросом, ПОЧЕМУ у нас такая милиция. Например, многие депутаты, озвучивая предвыборную программу, говорили о необходимости создания профессиональной армии. Но НИКТО не заикнулся о создании профессиональной милиции. Мы готовы обсуждать эту тему дальше.
Все собеседники просили не называть их имена.
Смотрите также:
- С каждой третьей организованной уголовной группировкой сотрудничает работник правопорядка. Как избавиться от коррупции →
- ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. Новые заботы участкового →
- ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (08.07.1988) →