Москва красна воротами

   
   

ВО ВСЕ ВЕКА долгой истории Москвы въехать в нее можно было только через ворота с вооруженной охраной. Ворота строили отменные - с башнями, позже - с обелисками, классическими кордегардиями (караульными помещениями).

Въездной Кремль

ДРЕВНЕЙШИЕ сохранившиеся городские ворота Москвы - Кремлевские. Сейчас их осталось только четверо, многие проездные в прошлом башни стали глухими. Едва ли не самыми знаменитыми в старой Москве, судя по тогдашним открыткам и путеводителям, были древние ворота Китай-города. Простоявшая 4 столетия и снесенная в 30-х гг. прошлого века Китайгородская стена - одна из самых горестных утрат Москвы. Могучие, кряжистые башни завершали Варварку, Ильинку и Никольскую, например Владимирские ворота, которые выходили на Лубянскую площадь (1).

Сохранились только ворота Третьяковского проезда, сооруженные в 1872 г. на средства братьев Третьяковых на специально купленной для этого земле. Московское предание, всегда, впрочем, готовое приврать, утверждает, что идея пробить проезд пришла в голову Третьякову, когда он застрял на Никольской в долгом заторе. Выстроенный родственником заказчиков, архитектором А. С. Каминским, проезд был подарен городу. Благодарная городская Дума присвоила ему имя создателей. Теперь кроме знаменитой художественной галереи имя Третьяковых носит и торговая галерея, в которую проезд был превращен несколько лет назад.

Избыточной сусальностью выделяются недавно восстановленные Иверские ворота (2). Поставлены они на подлинный фундамент. Снос этих ворот был предопределен особым обстоятельством, они препятствовали движению танков на сталинских парадах. Одновременно с воротами восстановили и Иверскую часовню. Находившаяся в ней прежде чудотворная икона Божией Матери сохранилась в храме в Сокольниках. В часовню же поместили специально написанную Иверскую икону, привезенную из Греции. В древности эти ворота назывались Неглинными (между ними и началом Тверской дороги лежал мост через Неглинку), Воскресенскими и даже Львиными (по находившемуся рядом зверинцу).

Гром победы раздавайся!

ЛЮДЯМ допетровской России были ведомы ворота обычные и святые, если на них чудотворная икона или это вход в монастырь. Великий реформатор и перестроечник Петр I явил российскому миру новый вид ворот под названием триумфальные.

Первыми были триумфальные ворота в честь взятия Азова у Большого Каменного моста, со стороны Замоскворечья. Место их возведения выбрал сам Петр. Высокие деревянные ворота декорировали сюжетами античной мифологии и военной атрибутикой, надписями и статуями. На воротах стоял морской бог Нептун, державший надпись: "Се и Аз поздравляю взятием Азова и Вам покоряюсь". Среди прочих на воротах была и такая ироническая надпись, обращенная к побежденным: "Ах, Азов мы потеряли и тем бедство себе достали". В день торжественного празднования победы через ворота прошла длинная процессия: впереди - "князь-папа" Никита Зотов, за ним - командующие войсками Алексей Шеин и Франц Лефорт. Сам царь, к невыразимому удивлению москвичей, шел пешком, одетый в немецкое платье. Украшенные рельефами геральдической или военной тематики, картушами, венками, гирляндами и лентами триумфальные ворота стали неотъемлемой частью торжественных церемоний встречи победоносных войск, приветствия почетных гостей, коронации и т. п. Построенные большей частью из дерева, они служили временной декорацией. К немногим исключениям относилась знаменитая Сухарева башня, сооруженная при жизни Петра и разрушенная все в те же 30-е гг. XX в. По сути, это были триумфальные ворота, поставленные на въезде в Земляной город.

К коронации Елизаветы Петровны в Москве было сооружено сразу несколько триумфальных ворот. Одни из них - Красные (4), через которые Елизавета совершила торжественное шествие из Кремля в Лефортовский дворец, в 1753-1757 гг. были заново отстроены в камне зодчим Д. В. Ухтомским. Их украшали 15 больших картин, изображающих "царства" - Московское, Сибирское, Казанское и Астраханское, аллегорические сцены, гербы российских провинций и 48 "эмблем" на пьедесталах, а также портрет Елизаветы в солнечном ореоле. Красные ворота были снесены в 1928 г., поскольку стали "мешать" движению транспорта. Название Садовой-Триумфальной улицы хранит память о триумфальных воротах, построенных в 1774 г. на месте пересечения Садовой и Тверской по случаю победы Румянцева над турками. Под аркою этих ворот в раззолоченной карете проехала на Ходынском поле Екатерина. На Пушкинской площади (Тверских ворот, или Страстной) при Екатерине были воздвигнуты пышные каменные триумфальные ворота. Их разобрали еще в XIX в.

Единственные на сегодня, а потому Триумфальные ворота (3) с заглавной буквы - самый большой по размеру переместившийся московский памятник. В 1829 г. у Тверской заставы (площадь Белорусского вокзала) по проекту О. И. Бове был заложен величественный монумент в честь победоносного завершения Отечественной войны 1812 г. Скульптурное убранство включало фигуры славянских воинов, барельефы "Торжество Российской армии" и "Возобновление Москвы", гербы 48 русских губерний, отражавших нашествие Наполеона. Над всем возносилась колесница Славы. Все это было отлито из чугуна по моделям И. П. Витали и И. Т. Тимофеева. При открытии ворот произошел скандал: знаменитый и очень влиятельный митрополит Московский Филарет Дроздов не явился на торжество и не стал освящать монумент из-за "мифологических богов и богинь", которыми тот был украшен. Царь счел полезным вызывающий демарш не замечать. В 1936 г. в целях расширения проезжей части Триумфальные ворота разобрали. Отдельные детали находятся сейчас в Донском монастыре. В 1966 г. КОПИЯ ворот возведена в конце Кутузовского проспекта. В ее нынешнем расположении заключена ирония: первоначально арка символически встречала русскую армию-освободительницу, торжественно входившую в Москву через Тверскую заставу, теперь стоит на месте вступления в город армии Наполеона.

P. S. Сейчас въезд в столицу выглядит иначе. Проезжаешь в тоннеле под Кольцевой дорогой (заменитель земляного вала с укреплениями?), а за ним - будка ГАИ (та же кордегардия, только без архитектурных изысков), рядом "изящные" железобетонные блоки. В суровый момент в комплект вводится БМП. Все подчеркнуто имеет вид чего-то временного и очень несимпатичного. Хотя на слиянии Можайского шоссе с МКАД все же "решили тряхнуть стариной" и поставили символ древнейшего столичного гостеприимства - въездные ворота. Может быть, они не последние?

Смотрите также: