Как ехать, чтобы не стоять

   
   

В МОСКВЕ сегодня - 2,836 млн. автомобилей. Еще 1 млн. машин ежедневно заруливает в город из Подмосковья. По прогнозам специалистов, через 10 лет количество автомобилей на дорогах увеличится еще на треть. Уже сейчас средняя скорость движения - 25 км/ч! Недовольны москвичи, недовольны и власти. Дорожные пробки - не наше изобретение, ими поражены все мегаполисы мира. Избавиться от них совсем невозможно. Но во многих странах выработаны эффективные меры, которые позволяют разгрузить улицы. Можем ли мы использовать "чужой" опыт? Или предложить что-то свое в решение этой проблемы?

Не наши методы

ОГРАНИЧИТЬ ВЪЕЗД В ЦЕНТР? Платный въезд в центр города, например, практикуется в Лондоне. Человек, работающий на той же Оксфорд-стрит, перечисляет городу сумму из расчета 5 фунтов в день. На въезде в центр установлены видеокамеры, фиксирующие номера машин, пересекающих "границу". Затем эти номера сверяются с пришедшими на оплату счетами. Так выявляются неплательщики, которым на домашний адрес присылается квитанция об уплате штрафа. Для нас это вряд ли подойдет. Куда прикажете доставлять счета? Во-первых, штрафные квитанции выбросят. Во-вторых, они придут не тем, кто нарушает. Ведь у нас большинством машин владеют по доверенности. Вряд ли кого-то остановит и система фильтрации машин по номерам. Скажем, в Афинах по четным числам в центр проезжают машины, номерные знаки которых оканчиваются на четное число, по нечетным - наоборот. Еще вариант. В Хельсинки, чтобы разгрузить движение, стимулируют езду на общественном транспорте. В рабочие дни запрещен въезд в центр автомобилей без пассажиров, для общественного транспорта выделена отдельная полоса. И автобусы гарантированно едут, а малолитражки стоят. В Москве пытались выделить специальную полосу, только по ней все равно ездят все. А пересадить москвича-автовладельца на общественный транспорт не удастся - поездив в салоне, не захочется трястись в душном метро.

ВВЕСТИ ЖЕСТКИЕ НОРМАТИВЫ ПАРКОВКИ? Водители в Москве паркуются, где хотят. В итоге два крайних ряда любой дороги оказываются нерабочими. "Проще бросить свою машину в неположенном месте, чем искать парковку, - комментируют в пресс-службе ГИБДД Москвы. - Штраф за неправильную парковку составляет всего 50 руб., столько не стоит место даже на час ни на одной платной стоянке в центре города. И еще не факт, что инспектору удастся поймать нарушителя. А если квитанция и будет вручена автовладельцу, то он может не платить штраф годами - в суде подобных дел очень много, они практически не рассматриваются. Наказание за неправильную парковку станет "работать", только если удастся сделать штраф большим и неотвратимым". Например, в Финляндии штрафы выписываются в зависимости от заработка нарушителя. И предела в этой сумме нет.

В западных странах существует практика эвакуации автомобилей - и помешанные на правах человека европейцы не считают это противозаконным. У нас же эвакуацию автомобилей отменили именно по этой причине. Убрать с дороги нельзя даже тот автомобиль, который мешает проезду общественного транспорта. Так, хозяйка оставила свою машину на трамвайных путях на Чистопрудном бульваре, и движение трамваев А, 3, 39 было блокировано более чем на 9 часов. Убытки составили свыше 140 тыс. руб. В июне уже два водителя одновременно допустили такое же нарушение. В результате на работу не смогли добраться 8 тыс. человек! В пресс-службе ГУП "Мосгортранс" объяснили, что "теперь будут подавать в суд на каждого безответственного водителя. И в зависимости от решения суда автовладелец выплатит не только мизерный штраф за неправильную парковку, но возместит полные убытки, понесенные ГУПом".

ПОЧЕМУ НА ДОРОГЕ ОДНИ РАВНЕЕ ДРУГИХ? Зачастую машины с проблесковыми маячками мчатся по встречной полосе, минуя пробку. Таким в хвост еще пристраиваются все кому не лень. Или для беспрепятственного проезда "мигалок" перекрывают движение. Зачем оснащать спецсигналами транспорт госслужащих? "Отменить проблесковые маячки и вместе с ними все привилегии можно только соответствующим решением на федеральном уровне, - считает начальник отдела пропаганды ГАИ РФ Александр Костров. - Во всех странах такой сигнал - для преимущества социальных служб: "скорой помощи", милиции. У нас же они есть чуть ли не у всех членов правительства. В конце концов, можно же просто выезжать на работу пораньше. Я, например, выезжаю раньше на 2 часа и стою в пробке так же, как все".

А это наши...

У КАЖДОГО СВОИ ПРАВИЛА? Ежедневно можно наблюдать такую картину: плотный поток машин "хором" проезжает перекресток, не обращая внимания на красный сигнал светофора. Из-за этого с какой-либо другой стороны попасть на перекресток невозможно. Еще нынче в моде принимать неожиданные решения. Например, развернуться в центре Москвы через двойную сплошную и разогнать при этом всех остальных. "Прежде всего это вопрос неуважения друг к другу и общей культуры, - считает депутат МГД Александр Крутов. - Кстати, у блюстителей закона такое же отношение. Вот, например, кто-нибудь на красный проедет, он и пальцем не пошевелит, потому что, пока будет протокол оформлять, таких нарушителей еще штук 20 проскочит. Ведь наша "дорожная милиция" из органа регулирования превратилась в инспекцию. И теперь, вместо того чтобы заниматься разгрузкой перекрестков, они просят показать аптечку или дыхнуть. В тяжелые минуты для города все регулировщики должны высыпать на улицы и "проталкивать пробки". Знаете, как сделал когда-то мэр Нью-Йорка? Там основной причиной пробок были перекрестки, которые все проезжали на красный свет в общем потоке. Мэр установил штраф за выезд на перекресток на красный свет в 500 долл., нанял 2,5 тыс. полицейских. Через 3 месяца проблема была решена".

Культура вождения отсутствует у наших водителей еще и потому, что автошколы подчиняются Министерству образования, считает доктор медицинских наук Валерий Козлов. "Автошколы должны быть выведены из подчинения Минобраза и переданы либо Минтрансу, либо МВД. Кроме того, лица, желающие стать преподавателями и инструкторами автошкол, должны проходить дополнительную подготовку по данным профессиям. Весь акцент при обучении водителей, как и в прошлом столетии, делается на отработку сенсомоторных реакций. О формировании транспортной культуры или мышления безопасного вождения речи вообще не ведется. Считается, что отличный водитель тот, кто с честью выходит из опасных ситуаций на дороге. Хотя наука давно доказала, что отличный - это водитель, который благодаря отличному мышлению избегает (!) ситуаций, требующих отличного умения".

СПАСУТ ЛИ ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ ПАРКОВКИ? Весной появилась первая перехватывающая парковка. На этот вид разгрузки центра городские власти возлагают сегодня основные надежды. Однако автовладельцы предпочитают проезжать мимо. "Работа перехватывающей парковки в районе метро "Пролетарская" показала, что москвичи пока неохотно пользуются этой услугой, предпочитая добираться до места работы сквозь пробки, - считает депутат МГД Андрей Метельский. - Но в ближайшее время "пробочная удавка" может поразить не только пределы Садового кольца, но и окраинные районы. В конечном итоге многим надоест проводить по 4-5 часов в дороге и перехватывающие парковки станут востребованы. Тем более что столичные власти намерены построить несколько десятков как платных, так и бесплатных парковок по всем транспортным направлениям. Но до тех пор, пока по всему городу не будет введен жесткий контроль за парковкой автомобилей в установленных местах, мало надежды на то, что автовладельцы захотят ставить свои машины на перехватывающих стоянках". Депутат МГД Юрий Попов считает, что необходимо установить дифференцированную плату за место на перехватывающих парковках. Чем ближе к центру - тем дороже. Необходимо, чтобы водитель делал соответствующие выводы - оставлять ему машину на окраине за маленькие деньги либо ехать до центра и уже выкладывать за свою машину в несколько раз больше.

Рецепт есть, но...

СУДЯ по всему, чтобы ослабить "пробочный галстук", нужно решить несколько принципиальных моментов:

1. Увеличить штраф за нарушение Правил дорожного движения и за неправильную парковку автомобиля. Главное - добиться его уплаты (только не в руки гаишнику).

2. Ликвидировать мигалки (кроме спецтранспорта) для всех автомобилей и пассажиров, независимо от их положения или денежного дохода.

3. Вернуть ГАИ функции регулирования движением. Передать автошколы в подчинение ГАИ или Минтранса.

4. Ограничить места для парковки в центре и увеличить количество перехватывающих на окраинах и подземных парковок в центре.

Любому обывателю понятно, что реально из этих пунктов могут быть реализованы только два последних. Какой же гаишник откажется от дополнительного заработка в форме "штрафа в карман", чего нет ни в одной цивилизованной стране? Какой же чиновник откажется от мигалки? А соответственно и другие поставят сирену себе на крышу. Так что пробки в Москве - это НАВСЕГДА. Желание справиться с ними есть, вот только желание начинать с себя вряд ли появится.

Смотрите также: