НЕДАВНО мне понадобилось заглянуть в школу, с которой я расстался десять лет назад. И был удивлен: у самых ворот в ожидании некоторых ребятишек за рулем здоровенных "Мерседесов" томились наемные водители. В советское время в 20-й спецшколе тоже учились отпрыски благополучных родителей (министров и партийных бонз), и их тоже привозили на служебном транспорте, вот только высаживали за углом, подальше от глаз и разговоров.
Дети и учителя
ТО, ЧТО общество сегодня социально расслоилось, не секрет. Но как эта проблема трансформировалась в школьной среде? Я нашел данные исследований, показывающие, что дети из бедных семей не только учатся хуже тех, у кого богатые родители, но и гораздо чаще вообще теряют интерес к обучению. Данные выводы мне подтвердил и ученик одной из московских школ, рассказавший, что в его классе "одним ребятам помогают нанятые преподаватели, и они могут вообще не ходить в школу, другие быстро делают домашнее задание на компьютере и целыми днями играют, а третьи - самые бедные - должны целый день сидеть над учебниками". Родители другой девочки рассказали, что не могут позволить себе оплачивать поездки, организуемые в школе, или выдавать ребенку деньги на карманные расходы. "Когда подружки идут в кино, наша дочка расстраивается и сидит как в воду опущенная. Из-за того, что мы не можем позволить себе купить ей новые джинсы, у нее даже пропадает желание идти в школу. Она чувствует себя хуже других".
По мнению заслуженного учителя России, председателя Комиссии МГД по образованию Евгения Бунимовича, проблема социального неравенства в школе гораздо шире: "Дети из семей с большим достатком, как правило, лучше развиты физически, обладают большими возможностями для изучения иностранных языков и вообще имеют большие стартовые возможности. Бесспорно, такие дети не только могут позволить себе дополнительно нанять репетиторов, но и съездить на экскурсию. Однако далеко не во всех случаях это становится преградой для общения в классе. Другое дело, когда эти дети начинают свысока смотреть на учителей, получающих весьма скромную зарплату".
С подобным отношением сталкивалась и психолог Марина Битянова: "Я работаю в школах со времен перестройки и могу проследить все этапы изменения отношений между детьми и педагогами. Нередко сегодняшние школьники позволяют себе неуважительное отношение к учителям на основании того, что у них "крутые" родители. В сложившемся положении виноваты отчасти и сами преподаватели - в определенный момент они начали стесняться своих мизерных заработков и позволять ученикам вести себя по-хамски. Такие прецеденты случались и лично в моей практике: подростки из обеспеченных семей считали, что имеют право дерзить. Я быстро ставила детей на место, но знаю, что многие педагоги не готовы к такому развитию событий. По моему мнению, социальное неравенство среди самих учеников не только разделяет их, но и вызывает у менее обеспеченных ребят неприязнь и даже ненависть к более обеспеченным сверстникам. А в связи с появлением в Москве так называемых школ полного дня, где многие дети остаются до вечера, эта проблема будет только обостряться. Ведь если на уроке у ребенка есть хотя бы возможность выделиться знаниями, то после окончания обучения особую важность приобретают именно внешний вид и прочие атрибуты благосостояния".
Пресс-секретарь Комитета образования Москвы Александр Гаврилов, наоборот, уверен, что введение более чем в 200 столичных школах системы полного дня позволит сгладить проблемы неравенства: "Школьники больше времени проводят вместе, а поскольку оплата всего необходимого идет из городского бюджета, они находятся в равных условиях".
Не вернуть ли форму?
ДИРЕКТОР школы N 825, доктор педнаук Владимир Караковский уверен, что бороться с социальным неравенством среди учеников можно, лишь создавая в школе особую гуманистическую систему ценностей: "К сожалению, учителя оказались не готовы к возникшей с приходом капитализма ситуации. Сейчас они обязаны донести до учеников мысль, что жить по идеям добра и справедливости не только правильно, но и выгодно. Ведь в жизни все может измениться, бедный станет богатым и наоборот. В нашу школу дети ходят в той одежде, в которой им удобнее учиться, а не в той, что дороже или моднее. А за тем, чтобы никто не кичился, следит все школьное сообщество. И деньги на различные хозяйственные нужды мы собираем, принимая во внимание материальное положение родителей".
Столичные власти, осознав появление проблемы национального и религиозного противостояния в школьной среде, разработали программу воспитания толерантности. К сожалению, в ней забыли про социальную терпимость. Хотя проблема эта дальше будет приобретать все более трагический характер. Кстати, хочу привести в пример частные школы Англии. В них учатся отпрыски шейхов, президентов, есть и "бюджетники" - талантливые дети бедных родителей. Но, во-первых, учителя там получают зарплату среднюю по стране и не комплексуют, а во-вторых, сделано все, чтобы дети даже не имели возможности выделиться. У всех - единая форма, жесткий список вещей, которые нужно иметь, оговоренная (мизерная) сумма карманных денег - лишь на конфеты-шоколадки.
Смотрите также:
- Только 13,7% средних дневных школ имеют кабинеты, оснащенные ЭВМ. Школа на пороге перемен →
- Как научить самостоятельности →
- "Оформлять" ли ребят? →