Примерное время чтения: 3 минуты
90

С 3 до 7 лет. Я сам!

Как приучить ребёнка к самостоятельности? С какого возраста надо этим заниматься?
Ж. Ф ё д о р о в а, Ростов-на-Дону

Отвечает психолог Дина КОСТЕНКО:

- ПЕРВОЕ "я сам" от своего ребёнка родители обычно слышат в три года. Этот возраст считается серединой пути психологического роста человека - от момента рождения до зрелого возраста. Первые ростки самостоятельности схожи с проявлениями упрямства и доставляют взрослым гораздо больше хлопот, нежели удобства. Детская моторика несовершенна, движения нескоординированны, и для выполнения даже самых простых манипуляций ребёнку требуются достаточно много времени. Поэтому одеть-раздеть, накормить-напоить и убрать игрушки взрослому сделать и проще и быстрее, нежели дожидаться, когда ребёнок это сделает сам. Подавляя инициативу ребёнка, родители совершают большую ошибку - ведь тем самым зарождающаяся самостоятельность "пресекается на корню".

Во многих семьях дети предоставлены сами себе - родители считают, что, достигнув определённого возраста, ребёнок всему научится сам. Это в корне неверно: малыш нуждается в "организующем начале" - помощи и поддержке взрослых. Ведь для того чтобы ребёнок научился делать что-то самостоятельно, он должен усвоить алгоритм выполнения каждого действия.

Чтобы не загубить инициативу и в то же время не очень усложнять собственную жизнь, ребёнку лучше предоставить территорию, где он будет полновластным хозяином, но и за поддержание порядка на которой будет нести персональную ответственность.

С ребёнком постарше (5-6 лет) необходимо как можно чаще обсуждать различные варианты поведения в той или иной ситуации и учить его анализировать обстоятельства, в которые он попадает. Нужно ставить ребёнка в ситуации, когда ему нужно принимать самостоятельное решение.

Существуют три уровня самостоятельности ребёнка.

1-й уровень - ребёнок уверенно действует в привычных условиях без подсказок взрослых - сам одевается, складывает одежду, убирает игрушки.

2-й уровень - ребёнок правильно поступает в новых, но похожих на предыдущие обстоятельствах - напоминает младшему брату, что после прогулки нужно вымыть руки.

3-й уровень - действия ребёнка приобретают ассоциативный характер. Дочь следит, чтобы по лужам не бегал не только её младший брат, но и все малыши на детской площадке, а сын готовит к Женскому дню подарок не только вам, но и бабушкам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно