СЕГОДНЯШНИЕ школьники читают меньше. Международное исследование PISA показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает аж 28-е место среди 32 развитых стран мира. Правда, неожиданный результат для когда-то "самой читающей страны"? Да, сегодня легче увидеть ребенка, уставившегося в компьютер или телевизор, чем с книжкой в руках. Но, с другой стороны, может, и не нужно современникам ХХI века много читать?
Количество - качество
"СКОЛЬКО нужно читать ребенку - вопрос весьма относительный, - рассказывает главный библиотекарь ЦГДБ Татьяна Рудишина. - Известно, что каждое следующее поколение читает меньше, хуже. Моя коллега, чье детство выпало на послевоенные годы, вспоминает, как она прочитала в 11-12 лет всего Льва Толстого из-за маминого плеча (спали вместе, кроватей не хватало, книг, кроме Льва Николаевича, не было). У каждого поколения свои взаимоотношения с чтением. И дети в нашей стране ничем не отличаются от иностранных, которые тоже стали меньше читать. На Западе и в Японии педагоги и психологи бьют тревогу, создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом "Нация в опасности - дети перестают читать!". Еще один факт: из массового чтения уходит классическая приключенческая объемная литература (Дюма, Майн Рид, Жюль Верн и т. п.)".
"Да, детям необходимо читать, - продолжает сотрудник РГДБ Елена Голубева. - Но понятие "читать" имеет более широкий смысл - это значит и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Причем не важно, на каком носителе - нынешнее поколение с одинаковым успехом читает и с экрана компьютера, и книги. Исследования российских и западных ученых показывают: нечитающий человек может стать опасным для общества. Например, тот, кто не способен проанализировать текст, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор стиральной машины или президента страны. Чем больше читает человек, тем лучше его память, выше сознательность, способность к сочувствию. Но нельзя думать, что важнее всего КОЛИЧЕСТВО прочитанных книг. В это заблуждение точно так же впадают школьники, когда удивляются тому, что за пятистраничное сочинение стоит "тройка", а за трехстраничное - "пятерка". Ведь главное - КАК именно читать".
Главное - научить
А ЧИТАТЬ ребят учат в школе. И читают они в первую очередь то, что им задают (иначе получат "двойку"). И, как сетуют учителя, нынешняя программа по литературе устроена далеко не лучшим образом. Во-первых, в списки чтения для начальных классов попадают очень сложные произведения, к примеру "Тарас Бульба", к которому в старших классах уже нет времени вернуться. Во-вторых, современное образование никак не может изжить порочную практику давления на ученика. Пара заданий образца "прочитать от сих до сих" способна отбить даже самую сильную тягу к чтению. Ученикам кажется, что Пушкина нужно читать потому, что так сказала Марь Иванна, и если сегодня на уроке про него не спросили, то возвращаться к произведению завтра совсем не обязательно. В-третьих, самой интересной во всех отношениях части курса - ХХ веку - уделяется очень мало внимания. За год выпускникам предлагается усвоить фактически всю поэзию и прозу современности. При этом одиннадцатиклассников ждут экзамены - они должны успеть повторить весь XIX век. Поэтому последняя часть курса усваивается хуже всего, между тем именно на современной литературе основывается будущее самостоятельное чтение ученика. Вот и получается: школьники, а следом и взрослые люди читают меньше потому, что их этому неправильно научили...
Так что ничего дурного нет в том, что дети меньше читают. Все равно, как говорят учителя, по-настоящему произведения того же Пушкина не понимают 90-95% школьников. Тот, кто чувствует потребность глубже изучать литературу, не пройдет мимо полезной книги. А насильно вложить в человека знание невозможно. Но то, что школьная программа нуждается в срочном пересмотре, понятно. Необходимо подобрать те книги, которые подтолкнут готового ученика к дальнейшему изучению и, во всяком случае, не отобьют у остальных желания читать. Ведь еще Белинский говорил, что читать плохо подобранные книги хуже, чем совсем ничего не читать.
Смотрите также:
- Александр Киселев: "Образование - это духовная связь поколений" →
- С 7 до 12 лет. Начихал на книги →
- Ген чтения мутирует →