Какой должна быть современная учебная литература, как она влияет на содержание образования, какие задачи ставят перед собой ее создатели - об этом и многом другом наш разговор с Генеральным директором издательства "Дрофа", членом-корреспондентом РАО, профессором Александром КИСЕЛЕВЫМ.
- Александр Федотович, в этом году МГУ им. М.В. Ломоносова отмечает 250-летие. К своему юбилею университет выпускает 250-томный классический учебник. Участвует ли "Дрофа" в этом проекте?
- Да, и для нас это большая честь. Из 80 уже изданных томов 14 - подготовлены в нашем издательстве. Выпуск "Классического учебника" - великолепная идея Московского университета. Ведь именно классика закладывает прочные традиции, придает устойчивость системе. Я считаю, нужны и новации, и традиции, разумное их сочетание. Вместе они создают ту питательную почву, где может расцветать новая идея. Если первого не будет, не будет и второго. Классический учебник - это та почва, на которой произрастают плоды просвещения. Эти книги всегда востребованы - и в высшей, и в средней школе. Возьмите, например, "Математику" Киселева. Она издавалась 90 лет. Это шедевр учебно-методической литературы. И многие идеи, которые сформулированы этим блестящим исследователем и методистом, живут и реализуются в современной учебной литературе. Думаю, многие молодые учителя хотят познакомиться с таким замечательным "памятником".
- В подготовке учебной литературы для школы, наверное, есть своя специфика?
- Один из важнейших принципов - комплексность в работе. Нужно, чтобы учебники сопровождались методическим пособием для учителя и рабочей тетрадью для школьника. Кроме того, желательно, чтобы была преемственность ступеней образования - начальная, общая, старшая школа. Должно быть и единство методических подходов. Потому что через учебник реализуются общеобразовательные программы - это, во-первых, а во-вторых - образовательные и воспитательные цели.
- Сейчас очень много разговоров о том, один учебник нужен или много. Говорят, что учителя запутались в выборе учебников.
- Мое отношение такое - любая монополия ведет к загниванию, нужно соперничество идей, конкуренция. Именно идей, а не финансовых возможностей. Это первое. Второе - нужно научить учителя отбирать учебную литературу. И еще. Каждый учитель индивидуален, и надо дать ему возможность реализовывать свои учебные цели так, как для него комфортно, с помощью разнообразия учебной литературы. Я в этом убежден. А когда все подается в одном ключе - это серо и уныло. Вспомним, например, Ивана Александровича Ильина - крупнейшего литератора, философа 20-го века. Заканчивая гимназию, он - будущий гуманитарий, по всем предметам имел пятерки, и только по русскому - тройку. Как творческая личность он увлекался радостью познания, а формализм, сухие правила и зубрежка ему претили. А ведь что такое язык? Это не просто синтаксис и орфография, это вершина творчества народа. Его можно показать различными методиками, - через песню или через стихи, например. И пусть авторы соперничают друг с другом. А учитель и ученик выбирают.
- Но пока идет отбор, сотни, а может, тысячи учеников отучатся по этим учебникам. А потом окажется, что эти учебники были не самыми лучшими...
- Плохих учебников, которые могли бы нанести вред ребенку, не бывает. Гриф "Допущено" все учебники получают обоснованно. Они соответствуют программам, современным методикам - это добротная литература. Но добротность и востребованность - вопросы разные.
- Как вы относитесь к перегрузкам в школах, связанным с непомерным объемом материала?
- Я уверен, что дело не только в объеме. Это происходит потому, что не сформирована глубокая потребность в образовании. Все делается нудно, серо и неинтересно. От этого дети и устают. Если есть радость познания, творчества, то человеку легко и комфортно. Посмотрите на спортсменов. У них такая высокая мотивация, что их надо останавливать, чтобы они не перетренировались.
- Эти установки - на востребованность образования - формируются не только учебниками?
- Они формируются целым комплексом, обществом, я согласен. Когда идет реклама и на вопрос: "Кто побежит за Клинским"? отвечают: "Ботаник побежит!", этот ботаник сразу автоматически становится лицом второразрядным, ущербным. Формируется "имидж", установка на то, что востребовано. Желание учиться превращается в недостаток. А нужно наоборот - показывать, что в обществе высоко ценится интеллект, образование с высокой буквы.
- Как можно на это повлиять?
- Нужно стараться влиять на то, что мы можем. Мы, например, - на качество литературы, которую выпускаем. А родители могут и должны влиять на своих детей. И мы им в этом помогаем.
- Недавно вышла новая серия - "Гимназия на дому". Это - учебник для родителей?
- Для совместного обучения - детей и родителей. Для того, чтобы помогать учиться, родители должны быть педагогически подготовлены. Должны разбираться в психологии ребенка, учитывать его возрастные особенности. Но ведь это не профессионалы-психологи, поэтому им нужно рассказывать обо всем доступно, на понятном им языке. Эти задачи и решает новая серия.
- Сейчас, мне кажется, самая острая проблема образования и воспитания - формирование системы жизненных ценностей.
- Я согласен с вами. Есть такая незатейливая житейская мудрость - какие цели ставишь перед собой, таких и достигаешь. Это проблема общества в целом, но все же родители могут и должны сами выстраивать вектор развития своих детей. Говорят - чужая душа потемки. Но у одних там светится лампадка святости, а у других под золой горят угольки дьявольщины. На мой взгляд, очень важно, чтобы у ребенка появилась потребность в знании, тогда он будет с уважением относиться и к прошлому, и к своему будущему. Ведь образование - это духовная связь поколений. И мы стараемся эту связь показать.