ТРАГЕДИЯ "Трансвааль-парка" заставила нас в очередной раз вспомнить о проблемах строительства в Москве. С одной стороны, технологии развиваются стремительно, и наши предки даже мечтать не могли о том уровне комфорта, который доступен современным столичным жителям, с другой - новомодный и суперсовременный (допустим, дом) - еще не значит полезный для здоровья и технически оправданный.
ПО ПРИНЦИПАМ функционирования городские здания, громоздкие и навороченные, все больше приближаются к подводной лодке или космическому кораблю - выход из строя одного звена системы или внешнего источника энергии может привести к катастрофе. Иное дело - наши предки: проектировали дома соответствующим образом, использовали при строительстве природные материалы и сооружали долговечные и надежные жилища. Может, наше постоянное пребывание среди фальшивых стен и потолков, которые возводятся за считаные недели, приводит к тому, что вся наша жизнь становится фальшивой?
Три меры длины
ВОЗВОДЯ любую постройку, человек интуитивно понимает, что своими действиями он изменяет окружающее пространство. А значит, и само пространство как-то должно влиять на него: за вмешательство в природную среду так или иначе приходится платить, независимо от того, что строится - дворец или сарай. Наши предки в этом отношении обладали не только куда большей интуицией, но и определенными знаниями. Древнерусские строители использовали уникальную измерительную систему, которая позволяла гармонично вписывать здания в окружающий ландшафт. При этом высота, длина и ширина помещения измерялись не одной единицей, а тремя - между собой они были строго взаимосвязаны.
При проектировании зданий и храмов наши предки пользовались саженями, которые были соразмерны друг другу и отражали пропорции человеческого тела, а также суть золотого сечения. В настоящее время известно 15 древнерусских саженей, только нынешние строители о них почему-то забыли. Впрочем, понятно почему: ХХ век принес в архитектуру кардинальные перемены. Урбанизация привела к увеличению плотности застройки и к уменьшению высоты потолков. В принципе конструктивисты 1920-х годов заявляли, что их задача - "конструирование" окружающей среды, и пытались решить ее с помощью рациональных внешних форм (куб, параллелепипед, цилиндр), но отношение к возведенным в рамках этого направления зданиям у современных москвичей скорее отрицательное. Наверное, интуиция и тут людей не подводит: глазам нужны плавные линии и очертания, которые встречаются в природе.
Медикам на заметку
ПОЧЕМУ мы продолжаем восхищаться постройками строителей прежних веков? Не потому ли, что к любым сооружениям раньше относились как к живому существу? В них и жить, и работать приятнее.
"Строительные размеры древнерусских построек не были случайными - как и размеры живых организмов, - утверждает кандидат биологических наук Владимир Тищенков. - Строитель всегда носил с собой (точнее, вместе со своим телом) сразу несколько саженей. Например, высота тела соответствовала одной мере длины. Высота тела с поднятой рукой - еще одной. Расстояние от земли до груди - третьей. Размеры сооружения не могли быть произвольными, они находились в зависимости от самой природы и подчинялись тем же законам, что и все живое на планете. Старые здания способны благотворно влиять на самочувствие. Взять, к примеру, госпиталь им. Бурденко (на ул. Фадеева), который был построен согласно системе древнерусского всемера (термин, введенный архитектором Пилецким). Если бы кто-то задался целью сопоставить статистику выздоровления пациентов, находившихся в таком гармоничном здании и в каком-нибудь стационаре, построенном в соответствии с современной архитектурой, результаты показали бы явное преимущество древней постройки. Можно провести инструментальные исследования физических полей в таких помещениях. Наиболее значимы для человека низкочастотные акустические поля".
Оказывается, древнерусские зодчие избегали строго прямых углов и параллельных стен в помещениях. Это делалось для того, чтобы не допустить возникновения устойчивых звуковых колебаний - они отрицательно действуют на любой живой организм. (Кстати, в кремлевских кабинетах тоже нет строго параллельных стен, но по несколько иной причине - чтобы нельзя было вести дистанционную прослушку.) Стоит ли говорить, что современные строители об этом принципе напрочь забыли?
Опасный метр
АКАДЕМИК Международной академии информатизации Анатолий Черняев попытался увязать в единую систему размеры всех саженей, которые использовали древнерусские зодчие. Как было сказано, их насчитывалось множество (простая, маховая, трубная, косая, народная, царская и др.) и все они имели иррациональное числовое значение. То есть "привязать" эти меры к эталону длины - метру - не представляется возможным. А главное, непонятно, для чего разметку помещений по длине, высоте и ширине проводили разными саженями.
"Интуитивно ясно, что как раз в древней системе заложен самый жесткий стандарт. Но в советских книгах по архитектуре и строительству, по которым учились те, кто сегодня возглавляет этот комплекс в Москве, данной теме отводится мизерный объем материала, - продолжает Владимир Тищенков. - Все строительные нормы и правила с определенного момента оказались привязаны к метру: если мы имеем плиту в три метра, значит, и ширина дома будет кратна этой длине. А народная мудрость выбирала те меры, которые рационально не объяснимы. Исследуя систему саженей, Анатолий Черняев пришел к выводу, что проектировать и строить здания на основе метра нельзя! Такое сооружение будет разрушаться быстрее, чем созданное в соответствии с древнерусским всемером. Почему? Наверное, использование стандартного метра приводит к тому, что само здание становится эталонным, "неживым" и даже вредным для человека объектом".
Кстати, идеей древнерусского всемера заинтересовались в РКК "Энергия". Специалисты НАСА, разрабатывая проект космического корабля для марсианской экспедиции, тоже уделяют повышенное внимание параметрам помещения, в котором будут находиться астронавты. Московским строителям эта идея, похоже, "по барабану".
Смотрите также:
- Как Каббала описывает возникновение Вселенной →
- ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. "Черные дыры" в нашем доме →
- "Медовый месяц" любителей страшилок →