21 день - очко не в нашу пользу

   
   

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ лето, а вместе с ним сама собой затихает сезонная проблема: отключения горячей воды. В этом году городские власти опять ничего не сделали для того, чтобы отменить надоевшую "игру в очко" - отключение на 21 день горячей воды. Но прогресс есть. В недрах самой системы начинает расти недовольство. Мы как-то забыли, что работники и Мосводоканала, и Мосгортепла - обычные москвичи, и в их квартирах тоже отключают воду. За эти три месяца к нам в редакцию обратилось сразу несколько ученых и практиков - сотрудников "профильных" организаций, проводящих отключки. И все звонившие в один голос говорили: практику лишения воды на три недели можно отменить. Единственное - просили не называть их имена. Но факт остается фактом: самим сотрудникам ЖКХ стыдно за пережиток советского прошлого.

ОТКЛЮЧЕНИЕ горячей воды - это вопрос не технический (когда один прибор нужно заменить на другой), а технологический (в изменении нуждается только схема действий). В голове коммунальщиков сидит стереотип, что воду нужно отключать на 21 день. Ко времени "обезвоживания" подгоняются все, даже текущие ремонтные работы. Без отключений можно обойтись, если разработать новые принципы теплоснабжения. Например, одна из идей: потребление тепла летом резко падает по сравнению с зимой, в результате чего ТЭЦ каждого района работают вполсилы. Можно было бы, отключая один район, подключать его к питанию от другого. Перегрузки при этом возникать не должны. В крайнем случае можно использовать мини-ТЭЦ.

Иной пласт проблем касается обслуживания горожан в ЖКХ. У нас не существует системы цивилизованных отношений между поставщиком услуг и их потребителем. И эти проблемы можно было бы решить через страхование. Почему бы москвичам не застраховать себя и свое жилище от отключений и аварий и, если что-то произойдет, получить возмещение материальных и моральных потерь? И уже потом пусть эта компания взыскивает потраченные деньги с городских служб. Ведь отработана подобная практика в отношении предприятий: если там в результате какой-либо аварии отключили горячую воду, предприятие получает страховые суммы, достаточные для восстановления и поддержания производства.

Другие наши собеседники предлагают устранить саму причину летних отключений. Трубы чаще всего засоряются из-за накипи - той же самой, которая оседает на деталях стиральной машины. Если воду, перед тем как подогреть, должным образом очистить, то налета удастся избежать - и о ремонте можно будет забыть на длительный срок. Но эти и другие идеи останутся на бумаге до тех пор, пока комплексу ЖКХ временные и регулярные отключения будут выгодны и удобны. И здесь за свои права можем побороться мы, потребители. Когда в доме отключается вода, москвичи, во-первых, лишаются части необходимого им обеспечения, во-вторых, получают моральный ущерб. И это повод для обращения в суд! Если судиться станут не один и не два человека, а миллион москвичей, то у городских властей появится экономический интерес отказаться от летних отключений.

Смотрите также: