CРЕДИ сыгранных Сергеем ВАРЧУКОМ ролей (фильмы "Не могу сказать "прощай", "Похищение чародея", "Опаленные Кандагаром", "Благие намерения", сериалы "Золото Югры", "Воровка", "Поворот ключа" и др.) много отрицательных персонажей.
- СЕРГЕЙ, в театральных институтах вас учат не играть, а жить на сцене, в кино. Но разве может нормальный человек вжиться в роль хладнокровного убийцы?
- Действительно, профессиональный актер пропускает все через себя. В каждом человеке присутствуют и добро, и зло. И каждый мысленно хоть раз в жизни, за правое дело или не очень, но убил бы кого-то! Внутри каждого это есть. Поэтому нельзя у нас разрешать ношение оружия...
- Пол-Москвы перестреляет другую половину?
- Да! В Москве особенно! Потому что слишком велик соблазн применить оружие. А потом доказывай, что ты это сделал из благих намерений - застрелил пошляка, хама, обижающего женщину. Все равно: у тебя же поднялась рука? Пусть лишь мысленно. Значит, возвращаясь к профессии, нужно только покопаться в себе и найти это. А дальше, как говорил Станиславский, взрастить это в себе для роли.
- А зло при этом не накапливается?
- Нет! Наоборот, ты реализовываешь то, что в тебе копилось, - вроде бы не по-настоящему убиваешь, но вместе с тем агрессия выходит и становишься добрее.
- Почему некоторые актеры, являясь весьма неприятными людьми, так великолепны в положительных ролях?
- Дар убеждения, талант перевоплощения. Это, к сожалению, стали забывать в нашей профессии - актеры, переходя из сериала в сериал, играют самих себя. Кто в этом виноват? Педагоги, актеры, режиссеры, продюсеры? Думаю, все понемножку. Говорят, что Черкасов в жизни был очень сложным человеком, но вспомните, КОГО и КАК он играл! Это талант перевоплощения. Но, возможно, тут еще желание реализовать то, чего тебе не хватает в жизни. К примеру: я в жизни совсем не драчун. Могу постоять за себя, если напали, но ударить первым мне сложно. И, может, поэтому велико желание сыграть более сильного человека на экране. И у каждого актера есть свои комплексы, которые изживаются посредством ролей. Это еще и замечательный психотренинг и аутотренинг актерской профессии. Тут все взаимосвязано.
- Вас не пугает переизбыток кровавых разборок в фильмах последних лет?
- Потихоньку набираюсь мужества и начинаю отказываться от подобных картин и ролей. Я не против фильмов про бандитов, но только когда они на другом, глубоком социальном уровне. Взять наши старые фильмы про ту же милицию - там даже само убийство, как правило, происходило за кадром, в кадре крови не было. Там важна была борьба интеллектов преступника и следователя. Мы следили за цепочкой хитросплетений сюжета, и это было захватывающе. А сейчас все снимают примитивно. Думаешь: если у нас такие милиционеры, как в кино, которые легко все распутывают, почему так много преступников? И если действительно столько кровожадных бандитов, то как мы до сих пор еще живы?
- Слава богу, сейчас в противовес криминалу вспомнили в кино о незаслуженно забытой тематике последней войны!
- Да! Ведь у молодежи, когда она смотрит хорошо сделанные американские фильмы о Второй мировой, складывается ощущение, что войну выиграла Америка! И в школе на историю ВОВ отводится гораздо меньше часов, чем изучали мы. И у нас, слава богу, еще живы отцы, которые нам об этом рассказывали. У них же этого нет. И если они посмотрят наш сегодняшний фильм о войне, сделанный в короткие сроки и малыми средствами, - исторически недостоверный, они решат, что так и было. Поэтому к таким картинам надо подходить с особой меркой качества, с оглядкой на лучшие фильмы прошлых лет. Я считаю "Освобождение" Озерова потрясающей картиной! Какой там Спилберг с его "Спасти рядового Райана", когда это за 20 лет до него снял Озеров мощнее и сильнее! Хотя нам тоже есть чему поучиться у американцев. Мы же у них зачастую берем только плохое. У них правильно учат, что столпы общества, на которых держится демократия, - это президент, государственный флаг, гимн, армия, полиция. В них с детства воспитывают патриотизм, веру, что американец в любой точке земли будет защищен государством, его не бросят. Отсюда у них такое самосознание: "Я - американец! Пуп земли!" Это - государственная политика. Надо и нам тоже выводить это на уровень государственной политики, воспитывать такое же самосознание и патриотизм к своей Родине, своему флагу, своему президенту! Это нелегко. Но никто и не обещал легкого пути.
Смотрите также:
- Совместная советско-итальянская театральная постановка - опыт человеческого сближения. А Чехов - посол России →
- Мсье Дмитрий Карамазов. Из Парижа →
- Жизнь богаче вымысла →