НЕДАВНО продираясь сквозь столичные пробки, я попал в неприятную ситуацию. Стоя на светофоре, не заметил, как ожидающие зеленого сигнала машины по встречной полосе обогнал странный кортеж: длинный черный "Мерседес" в сопровождении милицейского джипа. Когда они поравнялись с моим авто, водитель "Мерседеса" попытался вклиниться в поток, однако места для этого маневра ему было явно недостаточно. В этот момент джип сопровождения включил мигалки и с пронзительным воем начал буквально расталкивать мирно стоящих автолюбителей.
НЕ ЗНАЯ, что нужно предпринимать в подобной ситуации, я немного замешкался, за что тут же был награжден сильным ударом по крыше. Оказывается, милиционеры, сидевшие в машине сопровождения, приняли мою инертность за нежелание их пропустить. И хотя крыша машины пострадала незначительно, я все же решил выяснить, по какому праву милиционеры, на зарплату которым уходят и мои налоги тоже, охраняют каких-то непонятных бизнесменов в лимузинах. И откуда у вечно жалующихся на недостаток финансирования слуг закона новенький джип.
Знакомые из правоохранительных органов объяснили мне, что в этой ситуации все законно: любой желающий на коммерческой основе может заключить договор с экипажем вневедомственной охраны на сопровождение грузов. Однако этот ответ меня не удовлетворил, и я обратился к председателю "Движения автомобилистов России" Виктору ПОХМЕЛКИНУ, который сказал: "Формально по существующему законодательству вневедомственная охрана МВД вправе заключать договоры на охрану коммерческих грузов. Другой вопрос, как милиционеры, согласно этим договорам, выполняют свои обязанности. Ведь понятно, что милицейской машине, да еще с включенными проблесковыми маячками, прочие участники дорожного движения должны предоставлять "зеленую улицу". Однако никакие нормативные акты не разрешают автомобилям УВО (Управление вневедомственной охраны) пользоваться для подобной работы мигалками, сиренами или какими-либо другими специальными сигналами. Тем более незаконна практика принимать в дар от коммерческих структур дорогостоящие иномарки, используемые потом для охраны кортежей". Он даже отправлял в Генеральную прокуратуру и МВД депутатский запрос по этому поводу. В официальном ответе МВД за подписью зам. министра внутренних дел Сергея Шадрина разъясняется, что по состоянию на осень 2004 г. "в подразделениях вневедомственной охраны для оказания услуг по охране перевозимого имущества задействовано 427 автомобилей, на которые нанесены цветографические схемы, опознавательные знаки и надписи в соответствии с требованиями ГОСТа". Однако никаких пояснений насчет законности установки мигалок в этом документе нет.
В Генпрокуратуре информацией от Похмелкина заинтересовались и даже провели проверку, выявившую, что "в нарушение требований Закона РФ "О милиции" Управлением вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы 45 автомобилей было оформлено и поставлено на учет по договорам дарения и купли-продажи". Результаты проведенной Генпрокуратурой проверки свидетельствуют, что под видом охраны грузов экипажи УВО продолжают в нарушение законов и внутриведомственных нормативных актов (например, приказа по МВД от 29.12.97 г.) сопровождать физических лиц, используя при этом служебный автотранспорт.
Сейчас Люблинская межрайонная прокуратура г. Москвы возбудила в отношении сотрудников УВО при ГУВД г. Москвы уголовное дело по факту приобретения в собственность 41 легкового автомобиля. Милиционерам инкриминируется состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями". Интересно, вошел ли в список обвиняемых мой обидчик? И хотя мне не удалось получить точный список сильных мира сего, купивших для своей охраны сотрудников милиции, доподлинно известно, что услугами УВО пользуются многие коммерсанты из нефтяной, газовой, машиностроительной, банковской и прочих областей нашей бизнес-элиты. Зато удалось узнать марки машин, наиболее популярных для "подношения в дар" сотрудникам УВО: Рейндж-Ровер, Тойота Ланд-Круизер, Порше Кайен, Лексус, Мерседес МЛ 320 и G-500, БМВ X5, Линкольн Навигатор.