Декабрь на Волхонке

   
   

ПО ТРАДИЦИИ вот уже в 24-й раз в ГМИИ им. Пушкина весь декабрь шел фестиваль "Декабрьские вечера". Идея этого уникального явления международного уровня принадлежит Святославу Рихтеру. Он, как вспоминает профессор-музыковед Андрей Золотов, не только был великим музыкантом, но и всегда тяготел к изобразительному искусству, брал уроки живописи у Роберта Фалька, оставил целую коллекцию пастельных работ. Идею "Вечеров" горячо поддержала Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина. Так родился фестиваль - любимое детище Рихтера. До 1996 г. он сам принимал в нем активное участие: готовил программы, концепции, каждый год новые, выставки. "Вечера" - это не сборище звезд, - говорит Андрей Андреевич, - у фестиваля нет этой звездной болезни. Его суть - чтобы достойная музыка звучала в достойном исполнении. А главный смысл - соединение музыки и изобразительного искусства".

Рихтер и Антонова удостоены Госпремии за просветительство. С легкой руки "Вечеров" московские музеи стали проводить в своих стенах концерты, но чаще всего просто используя антураж. А на "Декабрьских вечерах" специально продумывается единая концепция музыкальной программы и выставок, чтобы не просто одно иллюстрировало другое, служило фоном. Так, на этом фестивале такой концепцией стала идея метаморфоз. На выставке Пабло Пикассо представлены его вариации на темы "Завтрака на траве" Мане, Пуссена, Веласкеса, античных рисунков. И в музыкальных программах тоже главенствовала тема отражений, превращений. Так, Юрий Башмет (ставший художественным руководителем фестиваля после Рихтера) играл Баха и вариации на темы Баха и "Страстей по Матфею" Романа Леденева, замечательного современного композитора. Игнат Солженицын (на фото) собрал в своей программе музыку классического модерна (Веберна и др.). Уже третий год подряд участвовал замечательный пианист среднего поколения Николай Луганский. Что приготовят нам следующие, уже юбилейные, 25-е "Декабрьские вечера"?

Смотрите также: