Бензообманка

   
   

Липовый бензин вам могут залить и на самой крутой заправке.

Поставщики бензина дурят АЗС, а сотрудники автозаправок - нас.

В бензин добавляют даже нафталин.

КОЛИЧЕСТВО автозаправочных станций в столице давно перевалило за тысячу. Однако независимо от имени на вывеске, названия фирмы на кассовом чеке, униформы обслуживающего персонала и прочих атрибутов коммерческой независимости примерно в 50% случаев они торгуют продукцией Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ). И все чаще фиксируются случаи: только человек заправит бензином машину, как двигатель плохо запускается, из-под капота доносится стук клапанов, свечи, обросшие нагаром, не желают давать искру. Заканчивается все это подчас основательным ремонтом мотора. В чем же дело? Неужели МНПЗ выдает на-гора некачественный товар? Или работники заправок сами химичат?

Штраф - курам на смех

КАЧЕСТВО бензина на столичных АЗС контролируют сразу несколько организаций, в том числе и столичный Департамент природопользования. "За последние три месяца мы провели контрольные закупки на более чем ста АЗС, то есть примерно на каждой десятой заправке, - рассказывает зам. начальника Управления инспекционного экологического контроля Виктор Кирпичников. - Основные параметры, которые нас интересовали, - содержание в топливе серы и соответствие октанового числа".

Проверки показали, что более 20% заправок торгуют вообще некондиционным бензином, а почти на всех остальных топливо еле-еле дотягивает до нормативов. Встречались и случаи, когда продавали вообще не тот вид бензина, который указан на колонке. Наиболее частое нарушение - значительное занижение октанового числа. К примеру, указанный как Аи 95 на самом деле оказывался Аи 92. Использование бензина, не предназначенного для этого вида двигателей, наносит ущерб не только экологии города (известно, что основным загрязнителем воздуха в столице являются именно выхлопные газы), но и самим автомобилям. "Мы пытаемся выявить поставщиков подобного топлива, - объяснил В. Кирпичников. - Ведь бензин, выпущенный на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне, соответствует всем стандартам. Некачественное топливо поставляют в Москву из других регионов России. К сожалению, мы имеем право лишь штрафовать нарушителей. Наиболее злостных - до 200 тыс. руб. Однако практически все заправочные станции, на которые мы накладываем штрафные санкции, платить отказываются и оспаривают наше решение в суде. Поскольку судебный процесс вместе с апелляциями и кассациями занимает довольно долгий срок, АЗС так и продолжают торговать. Мы не можем приостановить их работу или отозвать лицензию. Единственное, что в наших силах, - назначить повторную проверку. В случае особо серьезных нарушений передаем данные в УБЭП и природоохранную прокуратуру".

И все "бодяжники" вставали...

НО ЕСЛИ бензин, выпускаемый МНПЗ, соответствует стандартам, то каким же образом на бензоколонках топливо вдруг становится некондиционным и вредным? "Покупая на заводе определенный сорт бензина, бизнесмены начинают его дорабатывать, - рассказывает сотрудник УБЭП Московской области Дмитрий Ш. - "Бодяжат" высокооктановый вид менее качественным или повышают октановое число за счет различных присадок. Обычно так поступают с топливом, привезенным из регионов. Ведь сегодня в Москве и области реализуется более 10% всего бензина в стране. На подходе к столице не раз задерживались бензовозы, идущие даже из Чечни. Наши кулибины изобрели свой способ. К примеру, заливают первоначальный продукт (нередко бензин 76-й марки) в железнодорожные цистерны, туда же - добавки: различные спирты, ацетон, запрещенный к применению тетраэтилсвинец, металло- и марганецсодержащие присадки и даже... нафталин. Далее нефтяной поезд гоняют по путям, жидкость в цистернах перемешивается. Поймать за руку коммерсантов сложно - ведь железная дорога находится в ведении транспортной милиции. Да и российский закон разрешает использование присадок. Со временем многие примеси выпадают в осадок или густеют и скапливаются на дне нефтяного танка на АЗС".

Дмитрий отметил, что в его практике встречались и случаи использования добавок, увеличивающих объем бензина при сохранении его массы. Другой грех - недолив. Работники заправок идут на различные ухищрения - сливают остатки из шлангов, проделывают дырки в "пистолетах" (чтобы они засасывали воздух и наливали меньше топлива), вскрывают и перепрограммируют компьютеры, отвечающие за работу всей бензоколонки.

Выхода нет

ПОНЯТНО, что проще всего химичить на одиночных заправках, не входящих в крупные сети. Однако не стоит забывать, что в столице и Подмосковье множество так называемых джобберских АЗС, работающих под брендом нефтяных гигантов, однако в реальности принадлежащих совсем другим организациям. И хозяин торгового знака лишь теоретически следит за качеством, реально поставками топлива занимаются совсем другие люди. Да и на настоящих сетевых заправках нарушения - не такая уж редкость. Не может служить гарантией и так называемый "знак качества", выдаваемый после проведения проверок "правильным" АЗС. Ведь сегодня на колонке может продаваться совсем не то топливо, которое присутствовало во время взятия проб. Так что утверждать, что наличие громкого имени на вывеске или знака - панацея, к сожалению, нельзя. Но, по мнению специалистов, лучше все же пользоваться именно заправками сетей крупных дилеров, тем более что в случае возникновения проблем с ними легче будет договориться о компенсации.

Каждый день с экранов телевизоров политики и чиновники объясняют населению, то есть нам, что регулировать нефтяной бизнес государство не только не должно, но и в условиях свободного рынка не имеет права. Правда, в основном это касается постоянного роста цен на бензин. О том, чтобы попытаться бороться с махинациями в этой области, вообще не идет речи. Оно и понятно - кому-то из нефтяных королей заработанные "честным" путем деньги помогли уйти в политику, чиновникам же абсолютно все равно, что льют в баки остальные люди. Ведь не секрет, что машины, на которых возят сильных мира сего, заправляют в спецгаражах.

НАША СПРАВКА. Посторонние примеси в бензине разъедают прокладки, выводят из строя свечи и нейтрализаторы, забивают системы подачи топлива в цилиндры и т. д. Несоответствие октанового числа вызывает высокую детонацию топлива, появляется стук в двигателе, снижается мощность, образуются ударные волны. Если таким бензином пользоваться долго, мотор может выйти из строя.

По оценкам сотрудников правоохранительных органов, бензоколонка, торгующая некондиционным топливом, на 40 литрах бензина (полный бак "Жигулей" и полбака среднестатистической иномарки) имеет от 50 до 200 руб. "черной" прибыли. В день можно совершенно спокойно положить в карман 2-5 тыс. долл. И если такое происходит на каждой пятой заправке - то короли присадок и недолива ежедневно кладут себе в карман миллионы рублей.

Смотрите также: