ИСТОРИЯ не терпит пустоты, это известно всем. Тем более удивительным должно было показаться открытие Государственного исторического музея - уж музей-то и вовсе не должен быть пустым. Но вышло так, что музей 17 декабря открылся практически без экспозиции. В каждом зале демонстрируется всего по нескольку предметов. Так в чем же дело?
СИТУАЦИЯ довольно странная: человек, пришедший в музей, запросто может почувствовать себя обманутым. Особенно если пришел впервые и с историей музея не знаком. Вряд ли он обратит внимание на стены, потолки и пол, на общий вид. А ведь это и есть главная гордость ГИМа, собственно, то, ради чего была проделана гигантская работа - восстановление художественного убранства залов.
"Даже не столько восстановление, сколько воссоздание, - говорит директор Исторического музея Александр Шкурко. - Зачастую восстанавливать было нечего - залы очень сильно пострадали в 30-е гг., в период борьбы с "наследием царизма и великодержавным шовинизмом". Особенно тяжко музею пришлось в 1936 г., когда готовились отмечать 20-ю годовщину Октябрьской революции, - в залах сбивалась лепнина, забеливались росписи... В результате еще одной реконструкции, в 1950 - 1960 гг., интерьеры залов оказались совершенно обезличены. Так что наша основная задача - воссоздание залов такими, какими они были в 1883 г., - потребовала многих лет напряженного труда".
Судя по всему, "настоящее" открытие музея именно как музея, а не музейного экспоната, затянется еще года на 2-3 - предстоит второй этап работы, который можно назвать "Экспозиция XXI в." Имеется в виду оснащение залов новейшим инженерно-техническим оборудованием, монтаж постоянной экспозиции, а также углубление и расширение научного содержания в соответствии с современными представлениями исторической мысли. В том случае, если программа будет выполняться так, как запланировано, в 2002 г. откроется постоянная экспозиция, посвященная истории России с XII по XVII в., а в 2003 г. - с XVIII до начала XX в.
Что же этому может помешать? Может быть, банальный недостаток финансирования? "В последние два года финансирование стало более-менее регулярным, - заверил директор. - В этом плане нам грех жаловаться. Другое дело, что этих средств все равно недостаточно. Мы даже вынуждены были принимать заказы на банкеты в залах музея. Что поделать - так мы старались хоть как-то восполнить эти недостатки. В дальнейшем, правда, эту практику мы жестко ограничим, а потом и вовсе прекратим. Но понимаете, в чем проблема... Даже если мы к 2003 г. выполним свои планы и откроем экспозицию истории России до начала XX в., мы недалеко уйдем от достижений, скажем, князя Щербатова, третьего директора музея - при нем все это уже было. То есть Исторический музей все равно сам по себе останется своеобразным экспонатом. История XX в. окажется "за бортом". И здесь проблема не только в финансировании. Просто старые площади музея не выдержат открытия залов XX в. Нам нужны новые помещения, но на Красной площади запрещено строительство... Единственный выход - площади Музея Ленина, приспособленные, большие, удобные..."
В общем, получается, что вопрос развития главного музея страны находится в прямой зависимости от политической воли правительств Москвы и РФ. Причем даже в большей степени от правительства Москвы, обладающего всеми правами на этот комплекс зданий. Музей находится в подвешенном состоянии - вопрос поднят, но ответ - ни утвердительный, ни отрицательный - так и не получен.