КАК ВЫЯСНИЛОСЬ на днях, столица стоит не на семи холмах, а на... минных зарядах, способных разнести в клочья весь центр. Во время строительных работ по разборке старого фундамента гостиницы "Москва" были обнаружены ящики с тротилом. Общая масса заряда - ровно тонна. Происхождение - "эхо войны". "Осенью 1941 г. в столице были заминированы некоторые стратегические объекты, - объясняют представители ГУВД. - Но, поскольку в ящиках, заложенных в фундамент старой гостиницы, нет ни запалов, ни детонаторов, взрывчатка здесь только складировалась". Значит, можно успокоиться: склад - не бомба, объекты - не все, а некоторые. Спите спокойно, дорогие москвичи? К сожалению, ни то ни другое действительности не соответствует.
КАК ИЗВЕСТНО, минирование Москвы осенью 1941 г. проводила Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД под номинальным патронажем предисполкома Моссовета Василия Пронина. По воспоминаниям ветерана ОМСБОН Леонида Болотова, участвовавшего в закладке зарядов, Москва и даже пригороды были заминированы практически целиком, за исключением дачи Сталина, где вождь жил и работал. Но особое внимание, разумеется, уделяли историческому центру - на него было отпущено около 20 тонн тротила. Минировали прежде всего те здания, в которых при сдаче города могло расположиться немецкое командование. То есть - все подряд.
Должны были взорваться "Националь", Госплан и "Москва"
МИНИРОВАНИЕМ центра занималась спецгруппа комсостава ОМСБОН под командованием начальника инженерной службы бригады майора Шперова. Привести адские машины в действие должна была Особая диверсионная команда под началом Павла Судоплатова. Но немцы в Москву не вошли. И с разминированием возникли проблемы. Кое-где, например, в Большом и Малом театрах, на заводах и предприятиях заряды удалили довольно быстро. Схемы минирования были на руках, а ситуация - под контролем градоначальника Пронина. Но с другими объектами в центре все получилось довольно скверно: ни схем минирования, ни карточек закладки многих зарядов не существовало в природе! Причина проста до безобразия: "Подготовка спецмероприятий проводится по личному устному указанию Наркома Внутренних Дел". Именно так - по личному устному указанию Лаврентия Берия, а не под руководством Василия Пронина. Майор Шперов, руководивший установкой фугасов на Ленинградском шоссе, важнейшем стратегическом направлении, был отозван оттуда приказом наркомвнудела в самый разгар октябрьской паники. Несколько десятков офицеров ОМСБОН справились с задачей за несколько дней. Но делалось это все на живую нитку и в условиях дикой спешки.
Соответственно приказ о разминировании мог отдать только один человек - Лаврентий Берия. Самое забавное, что на процессе 1953 г. Павлу Судоплатову была инкриминирована "задуманная вместе с товарищем Берия идея использования заминированных правительственных зданий для ликвидации неугодных тов. Берии руководителей партии и правительства". Здесь уж можно делать очень далеко идущие выводы, но все это из области фантазии... Или нет? Кстати, случайно найденный заряд в фундаменте "Москвы" - не первый звоночек. В 1981 г. в опорных местах подвала Госплана (ныне - Госдума) было обнаружено около 400 кг тротила. Заряды были заложены таким образом, что в случае взрыва здание разваливалось надвое. Одной половиной оно перегораживало Тверскую до заминированной гостиницы "Националь", а другой - Охотный Ряд, как раз до гостиницы "Москва". Тоже, как оказалось, начиненной тротилом, но так и не разминированной. Получается, что каждый исполнитель знал только свой объект, а весь список был в руках "врага народа, муссаватиста, дашнака и английского шпиона" Лаврентия Павловича...
Принцип домино
СПОКОЙСТВИЕ столичной милиции удивляет. Отсутствие запалов и детонаторов вовсе не превращает мину в склад тротила. Во-первых, запалы бойцы диверсионной группы Судоплатова должны были принести и активизировать только в случае взятия Москвы немцами. Во-вторых, тротил может сдетонировать и без запалов. По словам саперов Московской военной комендатуры, тротил в заводской упаковке с течением времени не утрачивает своих качеств. Детонатором может послужить искра от сварки или работа отбойного молотка. Если же тротил хранится во влажном месте, он кристаллизуется и может взорваться даже от резкого удара. Если бы это произошло сейчас, то котлован под очередной подземный гараж был бы весьма внушительным. Тем более что в центре Москвы, скорее всего, есть еще несколько "складов", заложенных "по устному распоряжению".
Найти их нужно в обязательном порядке. А как это сделать, если единственный свидетель давно мертв? Может быть, с помощью его же методы? Помните, заряды закладывались так, чтобы сработал принцип домино? Если разобрались с "Националем", Госпланом и на днях - с "Москвой", то найти тротил в следующих точках вполне по силам специалистам.
Смотрите также:
- Террористический акт: угроза и реальность (01.09.2005) →
- Хаттаба убьют специально для москвичей →
- Взрыв у "Макдоналдса" →