Любишь кататься - плати

   
   

Столичные депутаты хотят заработать. В Мосгордуме родилась идея нового сбора с автомобилистов.

МАШИНА - не роскошь, а средство передвижения. Это общеизвестно, как, впрочем, и то, что железный конь - вредный для окружающей среды механизм. Городские парламентарии решили выяснить точный размер ущерба, который наносит столице автотранспорт, для чего заказали Институту региональных экономических исследований (ИРЭИ) научное исследование. Оказалось, что убытки, наносимые автомашинами, составляют весьма значительную сумму: 75 млрд. руб. в год.

Несите ваши денежки

"МЫ УЧИТЫВАЛИ факторы, которые поддаются калькуляции, - поясняет сотрудник ИРЭИ Борис Минин. - Это токсическое и шумовое загрязнение окружающей среды, площади, занимаемые автомобилями и поэтому исключенные из хозяйственного оборота, а также ДТП, в которых травмируются, гибнут люди и повреждаются машины. В итоге получилось 75 млрд. руб. в год". Вероятно, что данная цифра соответствует действительности. Но что же можно предпринять в связи с этим?

У городских властей появилась инициатива собирать с владельцев машин средства, которые пойдут в специальный фонд. "Из него будет финансироваться посадка деревьев в зонах особо интенсивного движения, установка пластиковых окон в домах, фасады которых выходят на оживленные магистрали, - продолжает Минин. - Деньги предполагается собирать исходя из мощности автомобиля и интенсивности его использования. Понятно, что грузовик, ежедневно снующий по улицам, будет приносить в сотни раз больше ущерба, чем легковушка, на которой по выходным выезжают на дачу". По официальным данным, автомашины сжигают в год в Москве 6 млрд. литров бензина. Это составляет 90-95% всех загрязнений атмосферного воздуха. Если знать, сколько горючего уходит на одно авто, несложно высчитать сумму, которую надо будет взимать с его хозяина. При этом все 75 млрд. руб. вернуть нереально. Но вот 10-15% от этой суммы - вполне возможно.

Главное - собрать хоть сколько-нибудь

В КОНСТИТУЦИИ РФ есть статья 42, позволяющая говорить о возмещении причиненного ущерба. Там сказано: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Однако кто и как займется сбором новой подати? И кто станет распределять собранные с москвичей деньги? Водителю среднестатистических "жигулей" придется в год заплатить в фонд примерно 1,5 тыс. руб. Для многих это немалые деньги. Но раз средства на исследования выделены, значит, власти всерьез решили "потрясти" автолюбителей. Но по какому принципу будут взимать средства с тех, кто водит машину по доверенности? Как под новый налог попадут владельцы авто из других регионов, ездящие по улицам Москвы? И кто решил, что пострадавшие от машинных газов москвичи предпочитают брать компенсацию ущерба не наличными деньгами, а окнами и деревьями? Вопросы без ответов. Создается впечатление, что главное в этой затее - собрать хоть сколько-нибудь денег. Все остальное потом.

Похоже, власти придумали еще один способ обложить своих граждан... новым налогом. Даже 10% от 75 млрд. - неплохой куш. Почему эту золотоносную идею продвигают депутаты? Да у них скоро выборы, и некоторые останутся не у дел. Но всем же хочется иметь запасное теплое место с возможностью "пилить" какой-нибудь фонд. А потраченные "на озеленение" деньги посчитать на самом деле очень трудно. Тем более что фонд не планируется "встроить" в систему правительства Москвы.

По идее, город и так должен обеспечивать своим жителям комфортные и максимально безопасные условия. Для этого у его руководства есть бюджет. А введение нового налога (как его ни называй) вряд ли добавит людям комфорта. Но кого это интересует, если на этом можно заработать? Если так пойдет, то не за горами исследования по ущербу, который москвичи причиняют природе, выдыхая углекислый газ и попирая своими ногами мостовые.

Смотрите также: