"Газель" допрыгалась?

   
   

Сегодня 4,5 тыс. "Газелей" обслуживают 700 городских маршрутов. Ежедневно в "коробочки" на колесах залезают 1,5 млн. москвичей. И каждый раз это небезопасно.

НА РЯЗАНСКОМ проспекте маршрутка столкнулась с легковушкой, "Газель" перевернулась. В больницу попали 5 человек. На пересечении ул. Маршала Чуйкова и Волгоградского проспекта перевернулось маршрутное такси, пострадал один человек. Всего за первую половину 2005 г. в столице произошло 54 ДТП с участием "Газелей", в 19 случаях виновными были признаны водители маршруток. Погибло 5 человек. "Эту статистику можно расценивать по-разному, - считает Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза. - Если посмотреть, сколько бьется дорогих иномарок, то эти цифры будут выглядеть несравнимо внушительнее. В последние два года качество пассажирских перевозок, выполняемых частными транспортными операторами, значительно возросло. Так, например, крупные компании начинают переходить на новые машины. Сегодня уже ездят 60 частных автобусов большой вместимости "Скания", столько же средних автобусов "Богдан", микроавтобусы "Фольксваген" и "Форд-Транзит". "Автолайн" принял решение эксплуатировать отечественные микроавтобусы не более 3,5 лет, поэтому старых "Газелей" стало меньше". Интересно, куда делись отработавшие автомобили? Их купили областные транспортные операторы и продолжают возить на них людей по пригородным маршрутам!

Водители маршруток работают на износ

ИЗ 83 частных перевозчиков столицы 40 держат менее 20 машин. К деятельности небольших транспортных фирм у москвичей больше всего претензий. "Газелей" у этих компаний мало, маршруты не самые выгодные. А заработать хочется по полной. Для того чтобы перевозить более 8 пассажиров, согласно ФЗ N 128, достаточно лицензии. Ее можно получить, потратив 1,5 тыс. руб. и два дня. Крупные компании согласовывают с городом маршруты. Но некоторые частники этого не делают (законом это, к сожалению, позволено). Солидные предприятия имеют свои медкабинеты, в которых проводится контроль состояния водителя до и после работы, собственные сервисы, где следят за автобусами. У маленькой фирмочки каждая копейка на счету, и она на этих важных для безопасности мерах предпочитает экономить.

Задайте себе вопрос: как часто вы видите одних и тех же водителей в маршрутках? Человек должен сидеть за баранкой не более 5 дней в неделю по 8 часов либо по 12 часов через день. По отдельному договору - двое суток через двое, по 12 часов. В действительности эти нормы редко соблюдаются. Многим водителям приходится работать на износ, потому что они получают проценты от выработки. Проверки, проводимые Московским транспортным союзом, показывают, что по трудовым договорам зарплата некоторых водителей составляет всего 800 руб. И к этим бумагам невозможно придраться - формального нарушения нет. Но такая оплата заставляет водителей хитрить, зарабатывая деньги любой ценой.

Городские власти могут контролировать маршрутки на своей территории (постоянные проверки проводят Московский транспортный союз, Департамент транспорта и связи, столичная ГИБДД), но Подмосковье выпадает из их юрисдикции, хотя областные "Газели" часто катаются и по улицам столицы. В области надзор значительно слабее, а частных транспортных операторов - аж 150. Нарушений - множество, и все они напрямую затрагивают пассажиров. Так, у станции метро "Тушинская" была задержана "Газель", в которой обнаружили таблички с ценами на один маршрут - 10, 15, 20 руб. И на каждой вывеске стояла печать предприятия. То, что цены у некоторых областных операторов противозаконно меняются в зависимости от времени суток, уже ни для кого не секрет.

И еще. Министр транспорта РФ Игорь Левитин, отзываясь на "маршруточные проблемы", заявил, что его ведомство намерено сделать все, чтобы "Газели" перестали использоваться для пассажирских перевозок. Только все почему-то забыли: в конце 80-х ГАЗовское детище стали использовать для пассажирских перевозок потому, что другого автомобиля, столь же выгодного по сочетанию "цена - качество", не было. И нет до сих пор. Если нас повально станут пересаживать в те же "Богданы", цена проезда возрастет. Плохие или хорошие, маршрутки могут оказаться нам не по карману.

Смотрите также: