"Красная Роза" - эмблема разрухи

   
   

В Подмосковье есть объекты культуры, мимо которых нельзя пройти, не восхитившись архитектурой. Или не ужаснувшись разрухой.

УСАДЬБА "Горенки" не из таких. Пройдя в метре от въездных ворот, ее можно... не заметить. Нет, традиционная серая табличка "Памятник архитектуры. Охраняется государством" находится на положенном месте. Но настолько скромно, что кажется непокрашенным участком стены. А над воротами висит громадная растяжка: "Садовый питомник ФЛОС". Надо полагать, именно туда водят экскурсии из серии "Знаменитые подмосковные усадьбы". В этом, кстати, есть резон: садовый питомник арендует часть территории усадьбы, парка и оранжерею начала XIX в. Арендует на законных основаниях у туберкулезного санатория "Красная Роза", которому, в свою очередь, "Горенки" отданы в оперативное управление с 1926 г.

Усадьбой санаторий "управляет" весьма оперативно: за 80 лет безвозвратно утрачены зверинец, пруд, каретный двор и кое-что по мелочи - парковые павильоны, скульптуры, каскадный водопад Верхнего пруда, чугунные орлы, обрамлявшие спуск от главного дома к воде... Другое дело, что осталось тоже немало. Но это вопрос времени - часть оставшегося гарантированно разрушится само, а насчет другого уже старается санаторий. Например, под видом реставрации ведутся ремонтные работы, которые уродуют главный дом усадьбы - со стороны фасада оконные переплеты XVIII в. высаживаются и меняются на пластиковые пакеты. А со двора кое-где оконные проемы закладываются кирпичом, кое-где заколачиваются досками.

VIP-сауны для гастарбайтеров?

"САНАТОРИЙ фактически располагается только в центральной части и правом крыле дворца, - говорит участник инициативной группы по восстановлению усадьбы Юлия Шапченко. - Понимаю, что ситуация в здравоохранении у нас сейчас тяжелая и санаторию приходится выкручиваться, но... Ладно, садовый питомник - его соседство кое в чем можно только приветствовать. Но левое крыло дворца и все служебные флигели заняты гастарбайтерами. Они и их дети, извиняюсь, натуральным образом гадят в разрушающейся колонной галерее и в уникальном гротике Разумовских. Войти на территорию усадьбы может кто угодно: охрана за этим не следит, и пьянки с кострами в парке - обычное дело. Ко всему прочему, еще в паре флигелей открыли VIP-сауну и жилой корпус с огородами. А сам санаторий превратился в какой-то шанхай..."

Действительно, санаторий совершенно не похож на учреждение здравоохранения. Типичная "воронья слободка" с азиатским акцентом - куча хлама, гниющие остовы машин, на балконах дворца сушится белье, сарайчики, пристроечки, бурьян в рост человека, около флигеля печь-тандыр в стадии сборки. Зато со стороны фасада висит красивая новая табличка "Санаторий "Красная Роза" и прохаживается охранник в униформе. На факт наличия фотокамеры он отреагировал весьма болезненно и вызвал подкрепление, которое стало у нас выяснять, каким образом мы проникли на режимную (?) территорию и с какой целью ведем съемку.

Интересное дело... Мы свободно прошли через другие ворота, где не было ни одного охранника. Проходили там и другие люди, судя по виду, местные жители, гуляющие в парке. И, глядя на туберкулезный санаторий, я вот о чем подумал. Когда революционные матросы взяли Зимний дворец, гадили они тоже где попало. И чем эта история потом для страны закончилась?

Смотрите также: