Ля бунт?

   
   

В пригородах европейских столиц бесчинствуют мигранты. Официальные власти ничего с этим поделать не могут.

И ТАКОЕ происходит там, где действуют законы и где приезжих считают полноправными гражданами наравне с теми, чьи предки родились и всю жизнь прожили во Франции, Бельгии и Германии. В Москве тоже много мигрантов. В столице существуют районы компактного проживания людей одной национальности. Уже сегодня 55% малышей рождаются в семьях приезжих, а в детских садах русские дети говорят с акцентом, потому что воспитательницы - носители других языков. И мигрантов так много, что в микрорайонах появились общеобразовательные школы, где русский учат как иностранный. Значит ли это, что и нас ждут черные дни? Что нужно сделать, чтобы парижский "ля бунт" не случился в Москве?

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат Мосгордумы:

- СЛОЖИВШАЯСЯ в Париже ситуация мало напоминает московскую. Во Франции мигранты - носители иной культуры, живут на социальные пособия, не работают. Их безделье представляет опасность. А в Москву гастарбайтеры едут, чтобы трудиться и кормить свои семьи. Это жители бывших республик СССР, которые заканчивали советские школы. И они во многом похожи на российских граждан. Столице, как и другим мировым мегаполисам, мигранты нужны как рабочая сила, однако их количество необходимо жестко регулировать. В Москву должны приезжать только те работники, чьи профессии востребованны. Со всех сторон слышатся голоса: этнические банды захватили отдельные сферы бизнеса. На мой взгляд, главная причина не в том, что мигранты склонны совершать преступления, а в том, что их охотно крышуют чиновники и правоохранительные органы. В парижских событиях активное участие приняли молодые приезжие. Для Москвы проблема детей мигрантов тоже актуальна. Они часто хотят учиться и не могут, потому что почти не знают языка. Нужны новые методики, учебники, иной подход. Дети мигрантов нуждаются в адаптации. Сегодня эта работа ведется стихийно, несистематически.

Александр КАБАКОВ, писатель:

- ПРЕДОТВРАТИТЬ развитие событий по парижскому сценарию можно. И прежде всего надо сделать так, чтобы не совершить тех роковых ошибок, которые допустили французы. В Париже была создана такая ситуация, когда почти 90% рабочих мест некому было замещать, кроме как мигрантам. Коренные же парижане предпочитали черной, плохо оплачиваемой работе посиделки в клубах и отдых на Ибице. Кроме того, нам ни в коем случае нельзя допустить формирования компактно проживающих национальных общин. Во-первых, ситуацию внутри этих "гетто" трудно контролировать. А во-вторых, наличие нацкварталов очень затрудняет процесс ассимиляции.

Наталья РИМАШЕВСКАЯ, доктор экономических наук:

- У НАС несколько другая ситуация, и предпосылок для погромов со стороны приезжих не вижу. Во Франции группы мигрантов, устраивающих погромы, сильно выделяются на фоне коренного населения - разумеется, в неблагополучную сторону. Они монолитны по национальным, религиозным признакам, поэтому представляет собой грозную силу. А в среде московских мигрантов существует свое расслоение - по деньгам. Грубо говоря, гастарбайтеры бывают бедные и богатые. Одни живут в бытовках на стройках, снимают тесные комнаты возле рынков, другие покупают жилье в приличных жилых комплексах. При этом бедные мигранты отдают себе отчет, что огромная доля москвичей также живет за чертой бедности. И у них нет повода их ненавидеть.

Юрий ПОПОВ, депутат Мосгордумы:

- ЕСЛИ не дать властям нашего города возможности самостоятельно определять правила прибытия и проживания на его территории иностранных граждан, весьма вероятно, что вскоре Москва столкнется с теми же проблемами, что и Париж. Москва не может переварить любое количество иностранных граждан, тем более что подавляющее их число - нелегалы. Только вдумайтесь: официальный лимит рабочих мест в столице - 90 тыс., а реально в городе работает около 3 млн. приезжих. Правительство Франции попало в ситуацию, когда страна вопреки обещаниям не в состоянии принять всех желающих, дать им работу, жилье, создать необходимые условия. У нас ситуация еще хуже - при том что большинство мигрантов в нашей столице - нелегалы, а закона как сдерживающего фактора для них не существует. Они не платят налоги, работают в теневой экономике. К тому же обозлены на то, как к ним относятся и чиновники, и правоохранительные органы, и простые граждане. А то, что рядом с ними существует нормальная цивилизованная жизнь, вызывает зависть и ожесточение. Чтобы бунтов не произошло, необходимо внести в законодательную базу изменения, позволяющие работать в городе только тем, кто получил место по квоте. И вот для них необходимо построить городки с комфортным жильем и вытащить их из подвалов и бытовок. Только подобное отношение позволит избежать социального взрыва.

Надежда ЛЕБЕДЕВА, доктор психологических наук:

- СУТЬ конфликта во Франции заключается в том, что коренные жители и приезжие живут в параллельных мирах, которые никаким образом не пересекаются. Единственное противоядие от массовых агрессивных выступлений - межкультурный диалог. Необходимы полноценные социальные и образовательные программы по интеграции мигрантов. А в столице чиновникам этим заниматься недосуг. Начинать нужно прямо сейчас, потому что мы уже запаздываем! Если так будет продолжаться и дальше, конфликт, подобный парижскому, может назреть в Москве в ближайшие десятилетия.

Смотрите также: